Реализация современных подходов
в организации условий для
проявления инициативности и
самостоятельности детей в разных
видах деятельности.
Консультация для педагогов.
Подготовила Погорелова О.В.
Проблема формирования у детей
самостоятельности была и остается в
нынешней педагогике одной из самых
актуальных. Волевые качества личности
являются стержневой стороной характера
человека, и их воспитанию должно быть
уделено серьезное внимание. Очень
важным волевым качеством, необходимым
для будущей деятельности ребенка,
является самостоятельность.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ
лежит на поверхности, но все мы немного по-разному
его понимаем.
Наиболее типичные ответы:
- `это действие, которое человек осуществляет сам,
без подсказки и помощи окружающих`;
- способность рассчитывать только на свои силы`;
- `независимость от мнений окружающих, свобода
выражения своих чувств, творчество`;
- `умение распоряжаться собой, своим временем и
своей жизнью вообще`;
- `умение ставить перед собой такие задачи, которые
до тебя никто не ставил, и решать их самому`.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро
обнаружится второй компонент самостоятельности целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности
делом, желании получить не любой, а именно нужный
результат. Ребенок становится усидчивым,
настойчивым, организованным. Неудача не становится
поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить
усилия и в случае необходимости - даже обратиться за
помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это
необходимое условие развития его самостоятельности.
Малыш откажется от помощи как только почувствует,
что может справиться сам.
• Самостоятельность – независимость,
свобода от внешних влияний,
принуждений, от посторонней поддержки,
помощи. Самостоятельность – способность
к независимым действиям, суждениям,
обладание инициативой, решительность.
Такие определения дает «Толковый
словарь русского языка». В педагогике это
одна из волевых сфер личности. Это
умение не поддаваться влиянию
различных факторов, действовать на
основе своих взглядов и побуждений.
В развитии самостоятельности могут
быть намечены три ступени.
•
•
•
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него
условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без
напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого
(сам убирает после игры строительный материал; сам идет
мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста»
и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за
помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует
привычные способы действия в новых, необычных, но близких
и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою
комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату
у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы
мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и
предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В
детском саду ее учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос.
Освоенное правило приобретает обобщенный характер и
становится критерием для определения ребенком своего
поведения в любых условиях.
Каждая деятельность оказывает
своеобразное влияние на развитие
разных компонентов
самостоятельности.
1. Так, игра способствует развитию активности и инициативы.
Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым
многообразием ситуаций, требующих от него активного
проявления индивидуальности, сообразительности,
находчивости, творчества и самостоятельности.
2. В трудовой деятельности заложены благоприятные
возможности для формирования целенаправленности и
осознанности действий, настойчивости в достижении
результата. Уже у ребенка раннего возраста есть желание
самостоятельно выполнять действия с предметами,
относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду,
накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может
быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового
труда. Формирование навыков бытового труда необходимо,
прежде всего, для развития самостоятельности.
3. В продуктивных видах деятельности формируются
независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску
адекватных средств самовыражения.
4. Общение. В дошкольном возрасте, помимо общения со
взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой
формы общение со сверстниками, основу которой составляют
отношения взаимного уважения, возможные только между
равными. К пяти-семи годам сверстник приобретает
индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник
проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется
в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
5. Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и
творческое преобразование действительности, высокая
адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов
личности. В психологии деятельность человека
рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя
(двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.
Показателями самостоятельности
старшего дошкольника выступают:
стремление к решению задач
деятельности без помощи со стороны
других людей, умение поставить цель
деятельности, осуществить
элементарное планирование,
реализовать задуманное и получить
результат, адекватный поставленной
цели, а также способность к проявлению
инициативы и творчества в решении
возникающих задач.
Характерные черты развитой самостоятельности:
а) умение выполнять работу по собственной
инициативе, замечать необходимость тех или
иных действий (полить цветы, если земля сухая;
увидев беспорядок, устранить его);
б) умение выполнять работу без посторонней
помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие
элементарного планирования (умение понять
цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку
своей работе, осуществлять элементарный
самоконтроль;
д) умение переносить известные способы
действия в новые условия.
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников
инициативности и самостоятельности мы применяем
следующие методы и приемы.
К таким методам можно отнести дидактические и развивающие
игры, которые помогают приобрести уверенность в своих
действиях и направляют детей делать самостоятельно выбор в
процессе совместной и самостоятельной деятельностях. материалы с незаконченными образами («Закончи рисунок»,
«Дорисуй предмет»), образами - проблемами («Угадай, что
нарисовано», «Зрительные иллюзии»), образами перевертышами;
- инструкционные карты, схемы, алгоритмы;
- модели для самостоятельного планирования, самоконтроля и
самооценки
1) сначала дети излагают уже изученный материал;
2) затем детям предлагается ответить на вопросы;
3) после этого дети учатся обобщать знания.
Самостоятельность мы прививает также в течении всего дня:
Во время выполнения оздоровительных процедур.
Детям предоставляется выбор вида гимнастических
упражнений на зарядке, спортивных игр на прогулке. Также мы
предлагаем им самим добавлять какие - то движения, условия
игры или игровые методы. Таким образом , пробуждаем не
только инициативность, но и интерес, развиваем фантазию и
мышление.
В процессе трудовой деятельности.
Самая обширная область привития самостоятельности- это
трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности
дети выполняют простые поручения воспитателя без его
помощи.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую
гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего
возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет
эффективным, если педагог создает условия:
стимулирует проявление самостоятельности старших
дошкольников путем создания предметных условий для
хозяйственно-бытового труда;
поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить
нарушения порядка в группе и на участке;
предлагает детям коллективные поручения хозяйственнобытового характера.
Во время совместной деятельности мы стараемся максимально
дать свободу выбора детям различных средств или предметов, с
которыми работаем в это время. Особенно увлекательна для них
театрализованная деятельность. Перед театрализованной
постановкой или драматизацией совместно с детьми отбираем
маски.
В время образовательной деятельности мы ставим следующие
цели: воспитывать самостоятельность и инициативность,
формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных
силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках
рисования, лепки , аппликации детям предоставляется выбор
сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Учитываем
темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье,
которые существенно влияют на темп становления
самостоятельности.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей
коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:
развиваем умение сотрудничать;
развиваем умение активно слушать;
развиваем умение самостоятельно высказываться;
развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать
информацию.
Главные принципы по развитию самостоятельности и
инициативности , которые я применяю в своей практике,
следующие:
1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные
последствия того, что он однажды поленился сделать.
2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь
принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его
класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники
занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они
будут производить уборку после каждого такого промежутка, то
просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи
озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после
игры. Просьба разложить все по своим местам после
окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки , будет более
понятна ребенку.
3. Объем и содержание обязанностей стараюсь
сформулировать максимально конкретно. Например: «После
обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь
Наталье Николаевне», а не «надо убирать за собой!».
4. Стараюсь объяснить ребенку смысл и конечную цель
выполняемых им действий.
5. Если ребенок ленится и категорически отказывается
покидать свое уютное местечко, прошу его рассказать о своих
дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься
о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда
помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу
того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите
посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с
остальными детьми лепкой животного ,рисованием самолета и
т.д.. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос:
«А можно я тоже с вами?»
В то же время, психологи давно установили, что каждому
возрастному периоду соответствует своя «ведущая
деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный
момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя. Я
стараюсь всячески поощрять любую инициативу ребенка,
направлять его и поддерживать, стимулировать на действия.
Например, поиграть в интересную игру, порисовать, помочь
воспитателю ухаживать за цветами. Только так ребенок усвоит
одно из главных правил самостоятельного поведения: его
действия должны завершаться таким результатом, который не
нарушит принятых правил.
Признаками самостоятельной познавательной
деятельности являются интерес к ней со стороны детей,
проявление ими творческой инициативы,
самостоятельности в выборе игры и способа реализации
задуманного. Это могут быть игры детей с
дидактическими материалами, развивающие и
обучающие игры, занимательные задачи и упражнения,
сюжетно-ролевые игры с использованием объектов,
возникающие в трудовой и бытовой деятельности.
Активные игровые действия детей вызываются и
стимулируются игровой задачей, возможностью проявить
самостоятельность, смекалку, элементами соревнования,
потребностью самовыражения. Совершенствование
способов действий, развития мышления, элементы
творчества – характерные черты самостоятельной
познавательной деятельности.
Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования подразумевает
создание благоприятных условий для
развития детей в соответствии с
возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений
с самими собой, другими детьми,
взрослыми и миром при реализации
основной образовательной программы
дошкольного образования.
Задание 1 «Назовите различия»
В содержании ФГОС ДО употребляются два сходных термина,
которые, тем не менее, относятся к разному
содержанию и которые следует различать: «развивающая
предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».
Каковы их различия, по вашему мнению?
•
•
•
•
•
Образовательная среда включает следующие аспекты:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
•
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством
(помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем,
для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Организация образовательного пространства и
разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны
обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики, участие в подвижных
играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей.
Задание 2 «Назовите требования развивающей
предметно-пространственной среды»
Предметно-пространственная среда должна
соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть содержательно-насыщенной.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть трансформируемой.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть полифункциональной).
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть вариативной.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть доступной.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть безопасной.