Модель образовательного
процесса ДОУ
в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования.
Программирование
образовательной деятельности в
ДОУ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ
от 29 декабря 2012 г.
Гл.2 ст.10, ч.4
В Российской Федерации устанавливаются следующие
уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Сущность принципа открытости и гласности
Открытость предполагает развитие социального партнерства образования
с различными сообществами, организациями, с органами государственной
власти и местного самоуправления, а также с другими учреждениями
образования, что особенно важно в контексте создания системы
непрерывного образования того или иного уровня.
открытость образования – это организация и структура образования,
обеспечивающая доступность образовательных учреждений и
возможность выбора их обучающимися; возможность получения
информации об образовательном процессе и его результатах
обучающимися и их родителями.
открытым образованием понимают доступ индивида к образовательным
ресурсам в течение всей его активной жизни, предоставляющую широкий
спектр образовательных услуг, сочетающих образование в рамках
государственного стандарта с индивидуализированными учебными
программами.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» родители воспитанников имеют
право:
- знакомиться с уставом организации, осуществляющей
образовательную деятельность, лицензией на осуществление
образовательной деятельности, со свидетельством о
государственной аккредитации, с учебно-программной
документацией и другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности;
- знакомиться с содержанием образования,
используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями, защищать права и
законные интересы воспитанников;
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» родители воспитанников имеют право:
- получать информацию о всех видах планируемых
обследований (психологических, психолого-педагогических)
воспитанников, давать согласие на проведение таких
обследований или участие в таких обследованиях, отказаться
от их проведения или участия в них, получать информацию о
результатах проведенных обследований воспитанников;
- принимать участие в управлении организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом
этой организации;
- присутствовать при обследовании детей психолого-медикопедагогической комиссией, обсуждении результатов обследования
и рекомендаций, полученных по результатам обследования,
высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для
организации обучения и воспитания детей.
В соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации»
Образовательные
программы
дошкольного
образования разрабатываются и утверждаются
организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, в соответствии с федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования
и
с
учетом
соответствующих
примерных
образовательных
программ дошкольного образования (Гл.2 ст.12, ч.6).
Терминологическое пространство проблемы
Федеральный государственный
образовательный стандарт - нормативный
правовой акт, устанавливающий обязательные
требования к образованию определенного уровня.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования – совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию.
Терминологическое пространство проблемы
Примерная основная образовательная программа – учебнометодическая документация (примерный учебный план,
примерный календарный учебный график, примерные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) или
иных компонентов), определяющая рекомендуемый объем и
содержание образования определенного уровня и (или)
определенной направленности, планируемые результаты освоения
образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат
оказания государственных услуг по реализации образовательной
программы.
Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования
одобрена
федеральным
учебно-методическим
объединением по общему образованию (май 2015 г.)
Терминологическое пространство проблемы
Образовательная программа ДОУ - управленческий документ,
закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и
методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном
дошкольном учреждении при организации образовательного процесса.
Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
Образовательная программа ДОУ - комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты,
организационно-педагогические условия и в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, формы аттестации), который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей,
иных компонентов, а также оценочных и методических материалов).
Образовательные программы
дошкольного образования
направлены
на
разностороннее
развитие
детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми
дошкольного
возраста
уровня
развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных
программ
начального
общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
Освоение
образовательных программ дошкольного
образования
не
сопровождается
проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся.
(Федеральный закон «Об образовании в РФ» Гл.7 ст.64).
Терминологическое пространство проблемы
Рабочая
программа
педагога
–
разрабатывается
педагогом на основе образовательной программы ДОУ.
Структура
и
содержание
рабочей
программы
разрабатывается с учетом требований и стандартов,
утвержденных на федеральном уровне (в соответствии с
ФГОС дошкольного образования, который действует с
01.01.2014
года).
Рабочая
программа
является
нормативным документом и утверждается руководителем
дошкольного учреждения.
Терминологическое пространство проблемы
Парциальная образовательная программа – программа,
направленная на развитие детей дошкольного возраста в
одной или нескольких образовательных областях, видах
деятельности и/ или культурных практиках.
Персонифицированная программа педагогов ДОУ –
система мероприятий, направленных на реализацию
повышения квалификации и переподготовки педагогов
ДОУ, стратегический инструмент профессионального
образования взрослых, позволяющий активизировать
творческую
инициативу
сотрудников,
направить
интеллектуальную и духовную энергию человеческих
ресурсов на эффективную реализацию миссии ДОУ.
Нормативные документы, регламентирующие
деятельность образовательных учреждений и
педагогов
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N
26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций".
План действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования. Письмо
Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной политики в сфере
общего образования О плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного
образования (от 13 01.2014. №08-10).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
«Об образовании в Российской Федерации»
Дошкольное образование – первый уровень общего
образования и неотъемлемая часть системы
непрерывного образования
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
Основная образовательная
программа дошкольного
образовательной
организации
Вариативные
примерные основные
образовательные
ПРОГРАММЫ
Экспертиза
ПРОГРАММ
Реестр
ПРОГРАММ
Определение Реестра ПООП
Реестр
примерных
основных
образовательных
программ
–
государственная информационная система, состоящая из перечня
примерных основных образовательных программ, сформированных по
уровням общего образования: дошкольное, начальное общее, основное
общее, среднее общее образование для использования любыми
образовательными
организациями
и
физическими
лицами,
осуществляющими реализацию образовательных программ.
FGOSREESTR.RU
В федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации» (Глава 2 ст.12, пункт 11) предусмотрено
создание реестра примерных основных образовательных программ
(ПООП).
15
Модель процесса разработки,
экспертизы и размещения в Реестре
Разработка примерной основной образовательной программы
Техническая экспертиза
Профессиональная экспертиза и общественное обсуждение
Доработка проекта
Повторная и внешняя дополнительная экспертиза
Утверждение ПООП Минобрнауки РФ
Включение ПООП в Реестр и размещение ее в ГИС Реестра
Цели создания Реестра
Ведение учета ПООП в соответствии с их статусом: разрабатываемых, действующих,
заканчивающих свое действие, завершивших свое действие.
Отслеживание изменений, вносимых в примерные основные образовательные программы.
Повышения ответственности разработчиков за качество подготовки ПООП.
Оказания содействия работникам организаций всех уровней общего образования в выборе
ПООП для разработки основных образовательных программ собственных образовательных
организаций.
Реализация методической поддержки образовательным организациям в разработке собственных
образовательных программ на основе имеющихся примерных ПООП.
«Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ»
17
Главная страница
Методическая служба
Нормативные документы
Приказ от 18 октября 2013 г.
«Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования)
(воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт применяется работодателями
при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации
работников, заключении трудовых договоров, разработке
должностных инструкций и установлении систем оплаты
труда с 1 января 2015 года.
Требования к образованию и обучению
Высшее образование или среднее профессиональное
образование
по
направлениям
подготовки
«Образование и педагогика» или в области,
соответствующей преподаваемому предмету (с
последующей профессиональной переподготовкой по
профилю педагогической деятельности),
либо
высшее
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации
Профессиональная деятельность
педагогов ДОО
Новые функции:
проектировочная,
мониторинговая,
рефлексивная
Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования
является основой для формирования
содержания профессионального
образования и дополнительного
профессионального образования
педагогических работников, а также
проведения их аттестации.
Трудовые действия
(Профессиональный стандарт «Педагог..»)
Участие в разработке основной образовательной программы ОО в
соответствии с ФГОС дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды ОО через обеспечение безопасности жизни
детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период
пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ООП
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения
детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в
группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам
мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития
каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими
трудности в освоении программы, или детьми с особыми
образовательными потребностями
Необходимые умения
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном
возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра, продуктивная;
конструирование, создание широких возможностей для развития свободной игры
детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей
раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой
организации.
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического
мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми
образовательных программ, степень сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях
обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать
партнерское
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их психологопедагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для
планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми
раннего и дошкольного возраста
Необходимые знания
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации
работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
Основные
психологические
подходы:
культурно-исторический,
деятельностный
и личностный; основы дошкольной педагогики,
включая классические системы дошкольного образования;
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте;
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и
дошкольном возрасте;
Основы теории физического, познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие характеристики: соблюдение правовых, нравственных
этических норм, требований профессиональной этики
и
Перемены, происходящие
в сфере образования
Классическое
образование
Постклассическое
образование
Массовость
Стабильность
Традиционализм
Завершённость
Нормативность
Индивидуальность
Неустойчивость
Инновации
Непрерывность
Творчество и
неповторимость
Самоцель
Результат: компетентность
Цель
Результат: знания
Причины обогащения
содержания образования
1.
2.
3.
Новые черты современного
детства.
Модернизация
образования,
государственной
политики
дошкольного образования.
Профессиональная деятельность
педагогов ДОУ.
дошкольного
особенности
в
области
современных
Новые черты современного дошкольного
детства
предпочитают быстрое получение информации,
отличаются «клиповостью» восприятия,
стремятся несколько дел осуществлять одновременно,
предпочитают игры, видеоряды другим источникам
информации,
учатся тому, что считают нужным и интересным,
развиваются в процессе обучения, если оно строится по
их собственной программе,
желают получать удовлетворение от работы и
поощрение сразу,
приобретают «лоскутные знания».
Образовательная программа ДО
направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей детей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды,
которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования
Утвержден приказом Минобрнауки России
от 17 октября 2013 г. № 1155
Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный
№ 30 384
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обязательная часть
(не менее 60%)
Комплексная программа =
Примерная основная
образовательная программа
Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений (не более 40%)
Парциальные программы
Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений
Обязательная часть
Едина для всех
дошкольных
образовательных
учреждений,
реализующих
одну и ту же
Примерную
программу
Отражает единую для
конкретного
дошкольного
образовательного
учреждения специфику
условий осуществления
образовательного
процесса
Обязательная часть
Предполагает комплексную
реализацию содержания по 5ти образовательным областям:
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественно-эстетическому
развитию,
физическому.
Часть, формируемая
участниками
образовательных
отношений
Направлена на освоение
содержания по различным
направлениям ДОО, выбранным
участниками образовательных
отношений из числа
парциальных и иных программ,
созданных самостоятельно.
Содержание программы должно обеспечить
развитие личности ребенка по направлениям
развития и образования детей:
социально-коммуникативное;
познавательное;
речевое;
художественно-эстетическое;
физическое
Социально-коммуникативное
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Развитие общения со взрослыми и сверстниками.
Становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий.
Развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками.
Формирование чувства принадлежности к своей семье, к
сообществу детей и взрослых ДОО, формирование
позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
Формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Познавательное развитие
Развитие любознательности, познавательной мотивации.
Формирование познавательных действий.
Становление сознания.
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование первичных представлений о себе, других
людях, объектах окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе и др.)
О малой родине и Отечестве, о социокультурных
ценностях народа, об отечественных традициях и
праздниках.
О планете Земля как общем доме людей, об особенностях
ее природы, многообразии стран и народов мира.
Владение речью как средством общения и культуры.
Обогащение активного словаря.
Развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи.
Развитие речевого творчества.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Развитие фонематического слуха.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух различных жанров.
Формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы.
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Формирование элементарных представлений о видах
искусств.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений.
Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной).
Художественно-эстетическое
развитие
1.
ФГТ
ФГОС ДО
Развитие продуктивной
деятельности детей
(рисование, лепка,
аппликация и
художественный труд);
Развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального,
изобразительного),
мира природы.
Становление эстетического отношения к
окружающему миру.
Формирование элементарных представлений о
видах искусств.
Восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора.
Стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений.
Реализацию самостоятельной творческой
деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной).
2. Развитие детского
творчества
3. Приобщение к
изобразительному искусству
Физическое развитие
Приобретение опыта двигательной деятельности.
Развитие физических качеств.
Формирование опорно-двигательной системы
организма.
Развитие равновесия, координации движений,
крупной и мелкой моторики обеих рук.
Формирование начальных представлений о некоторых
видах спорта.
Овладение подвижными играми с правилами.
Становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере.
Становление ценностей здорового образа жизни.
Модель образовательной
программы ДОО
Разделы:
1. Целевой
2. Содержательный
3. Организационный
4. Презентация Программы
Целевой раздел Программы должен содержать следующие
структурные компоненты:
1. Пояснительная записка
◦ цели и задачи реализации программы;
◦ принципы и подходы к формированию программы;
◦ особенности развития детей раннего и дошкольного
возраста.
2. Планируемые результаты освоения детьми основной
образовательной программы дошкольного образования,
которые конкретизируют требования к целевым
ориентирам ФГОС.
Содержательный раздел
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка (по освоению детьми
образовательных областей)
2. Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
3 .Способы поддержки детской инициативы
4. Описание средств реализации Программы
(перечень необходимых для осуществления образовательного
процесса программ, технологий, методических пособий).
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников
6. Специальные условия для получения образования детьми с
ОВЗ
Организационный раздел
1.Особенности
традиционных
событий,
праздников, мероприятий;
2. Материально-технические ресурсы Программы ;
3.Особенности
организации
предметноразвивающей среды;
4. Кадровое обеспечение Программы;
5. Режим работы ДОУ;
6. Распорядок дня воспитанников;
7. Режим дня воспитанников
Примерное календарно – тематическое планирование
«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний»
«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета»
«Урожай», «Краски осени»
«Животный мир»
«Я – человек»
«Народная культура и традиции»
«Наш быт», «Дружба», «День народного единства»
«Транспорт»
«Здоровей-ка»
«Кто как готовится к зиме», «Здравствуй, зимушка-зима!»
«Город мастеров»
«Новогодний калейдоскоп»
«В гостях у сказки»
«Этикет»
«Моя семья»
«Азбука безопасности»
«Наши защитники»
«Маленькие исследователи»
«Женский день»
«Миром правит доброта»
«Быть здоровыми хотим»
«Весна шагает по планете»
«День смеха», «Цирк», «Театр»
«Встречаем птиц»
«Космос»,
«Приведем в порядок планету»
«Волшебница вода»
«Праздник весны и труда»
«День победы»
«Мир природы»
«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» - тема определяется в соответствии с возрастом детей
Формы, приёмы организации образовательного процесса
Совместная деятельность
Непосредственно
образовательная
деятельность
Режимные
моменты
Утро радостных встреч
Встреча с интересными
людьми
Общий итог дня
Труд
Наблюдение
Рассматривание
произведений
фотографий,
иллюстраций
Беседы
Обсуждение
Ситуативные разговоры
Творческие проекты
Культурный досуг
Виртуальные
путешествия
Экскурсии
Рассказы
Дидактические игры
Занимательные показы
Наблюдения
Рассматривание
Решение проблемных
ситуаций
Беседы
Самостоятельная
деятельность
Образовательная
деятельность
с семьей
Решение проблемных
ситуаций
С.-р. игры
Дидактические игры
Наблюдения
Рассматривание
Сбор материала для
детского дизайна,
декоративного
творчества
Экспериментирование с
материалами
Рассматривание
предметов искусства
Консультации
Мастер-класс
Конкурсы
Беседы
Участие в
коллективной работе
Выставка работ
Наблюдение
Рассказы
Экскурсии
Ситуативное обучение
Чтение
Часть Программы, формируемая
участниками образовательных отношений
Ориентирована на:
1. специфику национальных, социокультурных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность.
2. выбор тех парциальных образовательных программ и
форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей, а также возможностям педагогического
коллектива.
Может быть представлена в виде ссылок на методическую
литературу (парциальные программы, методики).
Программно –методический комплекс для
организаций, реализующих образовательные
программы дошкольного образования
Миссия
–
организация
поликультурной
педагогической
деятельности
в
системе
дошкольного образования
Цель Программы: способствовать обучению и
воспитанию детей на идеях педагогики Южного
Урала.
Концептуально-теоретические основы
Программы «Наш дом - Южный Урал»
Задачи Программы:
1.
2.
3.
Способствовать обогащению первичных представлений о
природе, культуре, истории народов региона Южного Урала;
Формировать эмоционально-положительное отношение к
представителям культур Южного Урала;
Развивать умение творчески и самостоятельно применять
поликультурные
знания
в
разных
видах
детской
жизнедеятельности.
Концептуально-теоретические основы
Программы «Наш дом - Южный Урал»
Осознание ребенком себя
следующим направлениям:
• этнокультурная идентичность
происходит
(«Я – русский», «Я – башкир» и др.),
•
региональная идентичность
(«Я – уралец», «Я – сибиряк» и др.),
•
национально-государственная идентичность
(«Я – россиянин»),
•
мировая (планетарная) идентичность
(«Я – человек планеты Земля»).
по
Структура
Программы «Наш дом - Южный Урал»
Комплекс «Наш дом – Южный Урал»
образовательная программа;
иллюстрированные приложения
«Жизнь и труд людей на Южном Урале»;
«Природа Южного Урала» (более 200 фотографий)
Автор - Владимир Садырин
Отражение содержания климатических, демографических,
национально-культурных особенностей:
Климатические особенности:
Челябинская область – средняя полоса России:
время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад,
таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания;
состав флоры и фауны; длительность светового дня;
погодные условия и т. д. (холодная зима и сухое жаркое лето).
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика,
упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика.
В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом
воздухе.
В теплое время года – жизнедеятельность детей организуется на
открытом воздухе.
График образовательного процесса составляется в соответствии с
выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется
определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной
деятельности;
2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим
дня.
Отражение содержания климатических, демографических,
национально-культурных особенностей:
Национально
–
культурные
особенности:
этнический
состав
воспитанников группы (русские, татары, но основной контингент – дети
из русскоязычных семей). Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется
на русском языке.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство
с национально-культурными особенностями города. Знакомясь с родным
краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя,
живущим
в
определенный
временной
период,
в
определенных
этнокультурных условиях.
Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы,
проекты.
Содержание различных образовательных
областей
Социально-коммуникативное развитие: народные игры
Уральского региона;
Познавательное развитие: природа Уральского региона,
растительный и животный мир, культура и быт народов
Южного Урала;
Речевое развитие: речевой фольклор Урала.
Художественно-эстетическое
развитие: продуктивная
деятельность по мотивам народного творчества народов
Южного Урала, произведения уральских композиторов,
произведения устного народного творчества народов
Южного Урала, детских писателей Урала;
Физическое развитие: подвижные игры народов
Уральского региона, спортивная жизнь Урала.
IV. Краткая презентация
образовательной программы ДОО
Возрастные и иные категории детей, на
которых рассчитана программа;
Используемые Примерные программы ДО;
Характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Моделирование рабочей программы
I. Титульный лист
II. Целевой раздел Программы
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения детьми
парциальной программы: промежуточные и итоговые
III. Содержательный раздел Программы
Тематический план
Список литературы
IV. Организационный раздел
Список средств обучения
Титульный лист
Название ДОУ
Утверждение заведующим ДОУ «Принято на заседании
(педагогического совета, малого педагогического совета,
РМО), дата, № протокола
Название
Возрастная группа (по необходимости)
Разработчики: должность, ФИО педагога
Год
Если программа оформляется в виде брошюры, то
реквизиты «Утверждаю», «Принято», должность и ФИО
педагога печатаются на оборотной стороне титульного
листа
I. Целевой раздел программы
Пояснительная записка
В пояснительной записке следует раскрыть актуальность
образовательной области для развития ребенка
дошкольного возраста,
дать общую характеристику образовательных областей,
указать ценностные ориентиры
Название образовательных программ, на основании
которой составлена данная парциальная программа (автор,
название, год издания).
Цели и задачи образовательных областей в конкретной
группе
Планируемые результаты освоения детьми
парциальной программы:
промежуточные и итоговые:
могут знать:
могут иметь представление:
могут уметь:
Кроме того, данные параметры не должны противоречить базовой
программе.
Ссылка на используемые диагностики в системе
мониторинга.
Способы проверки знаний, умений и навыков
График проверки (месяц, название, диагностика, педагогический
анализ, срез)
Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут быть
представлены по желанию или являться приложением к рабочей
программе.
II.Содержательный раздел парциальной
(рабочей) программы включает
отражение содержания образовательной
области по:
социально-коммуникативному развитию,
познавательному развитию,
речевому развитию,
художественно-эстетическому развитию,
физическому развитию.
Содержание программы
Задачи развития детей в каждой возрастной
группе
Программно-методический комплекс
Список литературы можно классифицировать по категориям:
для
педагога
(методическая
литература,
художественная, познавательная);
для воспитанников – учебная (рабочие тетради,
альбомы) художественная, познавательная.
Литература оформляется в соответствии с ГОСТ.
Комплексно-тематический план
В тематическом плане раскрывается рекомендуемая
последовательность изучения разделов и тем
образовательной области.
Это может быть перспективно-тематический план с
распределением тем в течение учебного года, а также
указаны предварительная и последующая работа по
данной теме.
Основополагающий принцип развития
современного дошкольного образования
Принцип интеграции образовательных
областей
Данный принцип является
инновационным для
дошкольного образования и обязывает дошкольные
образовательные
учреждения
коренным
образом
перестроить образовательную деятельность в детском
саду на основе синтеза, объединения образовательных
областей, который предполагает получение единого
целостного образовательного продукта, обеспечивающего
формирование личности дошкольника и гармоничное его
вхождение в социум.
ВозможСистемообразующие факторы интеграциие
факторы
Первый фактор — реальные события, происходящие в окружающем мире и
вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события,
праздники.)
Второй фактор — воображаемые события, описываемые в художественном
произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий
фактор, как и реальные события.
Третий фактор — события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя
из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям,
с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и
исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это
действует?).
Четвертый фактор — события, происходящие в жизни возрастной группы,
«заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам,
корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и
игрушечной индустрии (например увлечение динозаврами, и т. п.)
Все
эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого
проектирования целостного образовательного процесса.
Эффективность интеграции
1. Интегрированный процесс в дошкольном образовании способствуют
формированию целостной картины мира у дошкольников, так как
предмет или явление рассматривается с нескольких сторон:
теоретической, практической, прикладной.
2. У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает
высокую результативность в этом плане, так отражает знание из
различных областей.
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь
каждого ребёнка в активный познавательный процесс.
4. Интегрированный процесс объединяет детей общими впечатлениями,
переживаниями, способствуют формированию коллективных
взаимоотношений (договариваться, распределять обязанности,
организовывать коллективный труд).
5. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и
сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое
сообщество.
Результативность интегрированного образовательного
процесса видится в следующем:
содержательный
результат
интеграции
–
становление
общекультурного
уровня
детей,
целостное познание окружающего мира;
дидактический
результат
–
овладение
дошкольниками различными способами усвоения
интегрированных знаний об окружающем мире;
воспитательный
результат
–
мотивация
самовыражения, готовности детей творить, познание
собственных
возможностей
и
механизмов
исследования, экспериментирования, творчества. На
этой
основе
самоизменяется,
проектируется
активная личность ребенка.
III. Организационный раздел
Регламент непосредственно образовательной деятельности
количество образовательных ситуаций (занятий) общее,
в неделю (длительность).
Список средств обучения
Технические средства обучения (звуковые, визуальные,
аудио-визуальные)
Учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, таблицы, модели,
муляжи).
Оборудование.
Назначение основной образовательной программы
дошкольного образования
Определяет приоритеты в подходах к реализации
содержания образования;
Способствует
объединению
и
координации
деятельности специалистов ДОУ
Служит
основой
для
разработки
и
совершенствования
технологии
управления
образовательным процессом;
Является основанием для оценки качества
реализации образовательных услуг органами
управления образования;
Способствует обеспечению реализации права
родителей на достоверную и исчерпывающую
информацию об образовательных услугах ДОО