КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ
Реализация темы в комплексе разных видов
деятельности вынуждает взрослого к более
свободной позиции, нежели учительская; ее можно
обозначить как позицию партнера, сотрудника
организация предметной среды более гибкая,
постоянно подстраиваемая под развивающие задачи
и инициативу детей
1
ПРЕДМЕТНО-СРЕДОВАЯ МОДЕЛЬ
содержания
образования
проецируются непосредственно
на предметную среду, минуя
взрослого как деятельного
носителя этих содержаний
2
ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
должна учитывать:
психологические
особенности возраста
(закономерности развития);
индивидуальные
особенности
воспитанников;
ценностные
ориентиры
общества
относительно образования дошкольника, т.е.,
в целом, исходить из интегрального
нормативного «образа» ребенка на «выходе» из
дошкольного возраста.
3
МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
Воспитатель
Ребенок
Создание проблемной
ситуации, интриги
Возникновение
состояния «хочу»
Совместное определение значимых проблем,
выдвижение гипотез, поиск средств решения
поставленной задачи, дополнительная мотивация
Управление
Самостоятельный поиск
самостоятельным
поиском
Совместное подведение итогов, выдвижение 4
гипотез
ЗАДАЧИ «ПАРТНЁРСКОГО» БЛОКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
развитие инициативности детей во всех сферах
деятельности;
развитие общих познавательных способностей;
развитие культуры чувств и переживаний, способности
к планированию собственной деятельности и
произвольному усилию, направленному на достижение
результата
5
ОРГАНИЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
формы совместной деятельности взрослого с
детьми (игровая, продуктивная, познавательноисследовательская
деятельность,
чтение
художественной литературы)
тематические содержания, которые использует
воспитатель,
инициируя
совместную
партнерскую деятельность с детьми.
6
БЛОК СВОБОДНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
наполняется образовательным содержанием за счет
создания воспитателем разнообразной предметной
среды, которая для самих детей обеспечивает
широкий выбор деятельности, соответствующей их
интересам, позволяет включаться во взаимодействие
со сверстниками или действовать индивидуально
7
ФГОС
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« … (3.2.1.) Для успешной реализации Программы:…
«1) уважение к человеческому достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной самооценки,
уверенности в собственных силах и способностях…
2) построение ОД на основе взаимодействия с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого
ребёнка…
3) …взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности
4) возможности выбора детьми материла, видов активности,
участников совместной деятельности»
8
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАННИКОВ
свободная деятельность детей в условиях созданной
педагогом предметно–развивающей среды,
обеспечивающей выбор каждым ребенком
деятельности по интересам;
организованная педагогом деятельность детей,
направленная на решение задач, связанных с
интересами других
9
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ
Основные блоки:
1. Совместная деятельность педагога и
детей (занятия и образовательная
деятельность вне занятий)
2. Свободная самостоятельная
деятельность воспитанников
10
ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ
ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
взрослый
– партнер;
свободное размещение;
свободное перемещение;
свободное общение;
добровольное присоединение к
деятельности;
динамичная позиция педагога;
«открытый» временной конец.
11
КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ 1989 Г.
Формирование деятельно-практического отношения к миру
Максимальная реализация возможностей ребенка в
специфически “детских” видах деятельности.
Один из наиболее эффективных путей обучения детей на
занятиях является дидактическая игра
12