Памятка для педагогов Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
ФГОС ДО - федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, введен в действие с 01.01.2014 г.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных
требований
к
дошкольному
образованию.
На основе Стандарта разрабатывается основная программа дошкольного
образования.
Стандарт включает в себя требования к:
1. Структуре Программы и ее объему (состоит из 2 частей: основной
обязательной и части, формируемой участниками образовательной
деятельности; соотношение 60% и 40%).
2. Условиям реализации Программы (психолого-педагогические требования,
требования
к кадровому составу,
материально-технической базе,
финансированию).
3. Результатам освоения Программы (определены в виде целевых ориентиров
для раннего возраста и дошкольного возраста).
Ребѐнок, по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных
областях:






Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и

целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация
и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых
видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
 ребѐнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
 использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,
знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и
умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;

 стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребѐнок воспроизводит действия
взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает
им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
стремится двигаться под музыку;
 эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
 у ребѐнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.;
 способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
 ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства;
 активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
 ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре;
 ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
 ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки
грамотности;
 у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
 ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения
и личной гигиены;
 ребѐнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком

с произведениями детской литературы, обладает
элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.;
 ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения в различных видах деятельности.

Виды деятельности в раннем возрасте (1 год - 3 года)
в соответствии с ФГОС ДО
Конкретное содержание указанных образовательных областей
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в
различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития
ребѐнка):
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и
пр.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством
взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность;

Виды деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) в
соответствии с ФГОС ДО:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с
правилами и другие виды игры);
Коммуникативная деятельность
взрослыми и сверстниками);

(общение и взаимодействие с

познавательно-исследовательская
деятельность
(исследования
объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
конструирование из разного материала (включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал);
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения,
игры на детских музыкальных инструментах);
двигательная деятельность (овладение
разнообразные формы активности ребенка).

основными

движениями,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».