P12
родителям о федеральном государственном стандарте дошкольного
образования
Красушкина А.В., к.филол.н., доцент кафедры дошкольного образования ИПиП ЧГУ, член
Городского родительского Совета г. Череповца (д/с 102).
Презентация подготовлена по материалам дискуссионной площадки «Развитие
дошкольного образования в условиях ведения ФГОС» в рамках августовского совещания
педагогических работников Вологодской области 2015 года. 19.08.2015, г. Вологда.
Слайд 1
P12
Комментарий: Автор выражает благодарность Городскому родительскому совету г. Череповца и Управлению образования мэрии
города Череповца за возможность посетить секцию по ФГОС ДО в рамках августовского совещания педагогических работников
Вологодской области. Несомненно, прозвучавшие там доклады имеют большую теоретическую, методическую и практическую
ценность, за что мы признательны всем докладчикам. Данная презентация представляет собой взгляд родителя на современные
процессы в сфере дошкольного образования и попытку представить госстандарты родительской общественности в виде практических
советов.
Popov; 28.08.2015
P1
ФГОС – это НЕИЗБЕЖНОСТЬ!
Стандартизация – основное направление модернизации общего
образования в России.
Слайд 2
P1
Комментарий к слайду: всем нам необходимо понять, что федеральный государственный образовательный стандарт - это
неизбежность. В жизнь специалистов сферы образования это словосочетание вошло уже давно: переход к ФГОС готовится в течение
нескольких лет. Задача родителей в данном случае - получить информацию о ФГОС и стать активными участниками его воплощения в
жизнь, чтобы закон не остался только на бумаге.
Popov; 27.08.2015
P2
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ДО) Утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155. Вступил в силу 1.01.2014 года.
– ЭТО СОВОКУПНОСТЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ГОСУДАРСТВА К ДОШКОЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ.
На основе ФГОС и с учетом
рекомендованных министерством
образования программ ДО каждая
образовательная организация
разрабатывает СВОЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ!
Слайд 3
P2
Комментарий к слайду: стандартизация сферы образования позволяет установить единые требования и к процессу воспитания и
обучения. в результате которого формируется личность, гражданин государства. При этом стандарт учитывает этнические,
географические и культурные особенности, сложившиеся в коллективе образовательного учреждения традиции, подразумевает
участие родителей и ни в коем случае не исключает творческой работы педагогов. Всё это находит отражение в основной
образовательной программе образовательного учреждения.
Popov; 28.08.2015
P3
На что обратим внимание?
Содержательно ФГОС не несет ничего кардинально нового, он законодательно
закрепляет приоритеты государства, запрос современного общества на
качества и компетенции личности и устанавливает ведущие направления ее
формирования в дошкольный период. Ключевая установка стандарта поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации
содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Качественное
дошкольное
образование
Равные возможности
для образования детей
РФ
Высокий
профессионализм
педагогических
кадров
Советы родителям
• Не поддавайтесь возможной панике и провокациям в соц.сетях.
Вместо того, чтобы распространять слухи и «страшилки» - прочтите
текст ФГОС (30 стр.).
• Задавайте интересующие вас вопросы педагогам и
администрации детского сада.
Слайд 4
P3
Комментарий: Цели и принципы ФГОС основаны на многовековом опыте ведущих педагогов и дидактов. О разнообразии детства
говорили, например, Песталоцци и Локк, о содействии взрослых и детей, наставничестве - Сократ, Руссо, Макаренко, индивидуальный
подход разрабатывали Толстой, Ушинский, Сухомлинский, Монтесори и многие другие. При этом ФГОС, опираясь на достижения
отечественной и зарубежной педагогики, учитывает специфику современной жизни, особенности развития и потребности
современных детей.
Отдельно отметим случаи бездумного рапространения слухов, которые имеют место быть всякий раз, когда проводятся социальные
реформы. Кто и зачем поднимает панику в соцсетях - отдельный вопрос. Разумный человек должен понимать, что ювенальная
юстиция, "чипирование" детей, повальная интернетизация и компьютеризация образовательного процесса, платное среднее
образование и т.д. - все эти словосочетания не имеют никакого отношения к ФГОС!
Popov; 28.08.2015
P4
1. Преемственность между дошкольным,
школьным и дополнительным
образованием
Работая в условиях ФГОС, возможно уже в детском саду определить
склонности и интересы ребенка, развить их при помощи
доп.образования, спрогнозировать те проблемы, которые могут
возникнуть у ребенка в начале обучения, работать над ними и передать
начальной школе достаточную информации о ребенке.
Советы родителям
• Ознакомьтесь с образовательной программой вашего
дошкольного образовательного учреждения (размещены на
сайтах).
• Узнайте, какие дополнительные услуги оказывает ваш детский
сад.
• Посетите доступные вам учреждения доп. образования.
• Обоснованно доверяйте педагогам и администрации детского
сада.
Слайд 5
P4
Комментарий: ФГОС подчеркивает непрерывность образования и определяет его структуру, в которой дошкольное образование
становится полноценной ступенью. Все родители заинтересованы в том, чтобы сад не был оторван от школы и дальнейшего
образования ребенка, теперь подобная преемственность закреплена законодательно.
Popov; 28.08.2015
P5
2. «Новая» роль педагога
От педагога носителя знаний…
Советы родителям
… к педагогууправленцу,
партнеру, помощнику
в освоении способа
деятельности.
• Уточните, прошел ли воспитатель курсы повышения квалификации по
работе в условиях ФГОС (подтверждается сертификатом).
• Не переживайте, что из сада уйдут «стажисты». Освоить работу в новых
условиях под силу каждому педагогу, искренне желающему работать с
детьми.
• Чтобы познакомиться с методами работы педагога, интересуйтесь
каждым днем ребенка в детском саду, посещайте открытые мероприятия
и родительские собрания.
Слайд 6
P5
Комментарий: Индивидуальный подход к детям и системно-деятельностный подход всегда был показателем педагогического
мастерства, опыта педагога. ФГОС делает такой высокий уровень работы обязательным требованием для всех педагогов, в связи с
чем в систему образования внедрена обязательная аттестация, разрабатывается профессиональный стандарт не только для
воспитателей, но и для менеджеров сферы образования.
Popov; 28.08.2015
P6
Что происходит в детском саду?
Образов
ательны
е
области
Виды
деятель
ности
детей
Формы
организа
ции
занятий
Физическое ХудожественноСоциальноПознавательное Речевое
развитие
эстетическое коммуникативное
развитие
развитие
развитие
развитие
Двигательная,
художественной
музыкальная.
•Подвижные
дидактическ
ие игры
•Подвижные
игры с
правилами
• Игровые
упражнения
•
Соревновани
я
игровая,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
восприятие
литературы и фольклора, экспериментирование, трудовая, изобразительная,
•Мастерклассы
• Реализация
проектов
•Слушание
•Исполнение
•Импровизация
•Беседа
•Ситуативный
разговор
•Речевая
ситуация
• Сюжетные игры
•Игры с
правилами
•Экскурсии
•Встречи
•Наблюдение
• Экскурсии
•Решение
проблемных
ситуаций
•Эксперименти
рование
•Коллекциониро
вание
•Моделирование
•Реализация
проекта
•Беседа
•Ситуативный
разговор
•Речевая
ситуация
• Сюжетные
игры
•Игры с
правилами
•Чтение
•Обсуждение
•Разучивание
Слайд 7
P6
Комментарий: внедрение ФГОС привело к серьезным изменениям в каждом детском саду. Родителям стоит доверить работу с
документами и нормативными актами, повышение квалификации педагогов и вопросы аттестации администрации учреждений - по
статистике уровень готовности детских садов Череповца к переходу на работу по ФГОС высокий. Но даже в тех учреждениях, где он
сейчас оценивается как недостаточный, к "дедлайну" 1 января 2016 года по документам будет все в порядке. То, что могут и должны
контролировать родители - соответствие того, что написано на бумаге (дорожные карты, образовательные программы, планирование,
отчеты), тому, что реально происходит в детском саду.
Практически все указанные на слайде формы работы с детьми не являются инновационными - разница будет ощущаться в подходе к
процессу, его организации. При этом мы видим, что ряд форм требует такого оборудования и оснащения групп детского сада,
которого на сегодняшний день нет.
Popov; 28.08.2015
P7
3. Новая предметно-пространственная среда
Должна давать возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых (в т.ч. родителей), во всей группе и в малых группах, позволять детям
двигаться или уединяться. Должна быть разнообразной, способной к
трансформации, полифункциональной, доступной всем детям и безопасной.
Предусматривает периодическую сменяемость игрового материала.
Советы родителям
• Помните, что обеспечивать соответствие предметно-развивающей
среды требованиям ФГОС – обязанность детского сада. ФГОС – не
причина для «поборов» с родителей! Однако не устраняйтесь от помощи –
вы оказываете её СВОЕМУ ребенку!
• Перед покупкой игрушек или мебели в группу, выясните у педагогов, что
действительно необходимо детям.
• Посовещайтесь с другими родителями – многое можно сделать своими
руками!
Слайд 8
P7
Комментарий: Обновление материально-технической базы - один из самых больных вопросов для детских садов. И без того сложная
ситуация осложняется довольно высокими требованиями, установленными ФГОС. Соотнесите подчеркнутые на слайде требования с
существующими в большинстве детских садов условиями - площадями, интерьером, мебелью, игрушками и дидактическими
материалами. Понятно, что в этот сложный переходный момент без помощи родителей учреждениям не обойтись, однако, случаи
директивного сбора средств с родителей запрещены законом и могут являться причиной серьезных разбирательств с руководителями
учреждений.
Popov; 28.08.2015
P8
4. «Новая» роль родителей
Именно родители несут ответственность за воспитание и
образование своих детей. ФГОС еще раз подчеркивает приоритет
семейного воспитания и требует от образовательных учреждений
выстраивать взаимоотношения с семьей на основе сотрудничества и
доверия.
От родителя –
наблюдателя,
потребителя услуг…
…к родителю – полноценному
участнику образовательного и
воспитательного процесса.
Советы родителям
• Уважайте работу педагогов, обоснованно доверяйте им.
• Принимайте участие в жизни детского сада.
• Проявляйте инициативу.
Слайд 9
P8
Комментарий: Возвращаясь к слайду с формами организации работы с детьми в условиях ФГОС, мы видим, что кроме изменений в
предметно-развивающей среде, многие из них немыслимы без активного участия родителей. Как и в случае с педагогами, "новой" эта
роль будет далеко не для всех родителей - всегда существовал и существует родительский актив, который принимает активное
участие в жизни детского сада. Сейчас нам предстоит не только расширить состав этого актива, но и повлиять на мотивы, которые
движут многими родителями.
Popov; 28.08.2015
P9
ЗАЧЕМ нам эта новая роль?
«Потому что надо»
«Чтобы от меня отстали» «Просто не могу
отказать»
«Так все делают»
«Чтобы показать пример ребенку»
«Потому что воспитатели заставляют»
«Потому что больше
«Чтобы быть на хорошем счету некому»
у педагогов»
«Всё равно больше нечего делать» «Чтобы не выделяться на фоне
других»
«Чтобы казаться
лучше на фоне
других»
На самом деле ответ
один
Слайд 10
P9
Комментарий: Общение с активными родителями позволяет выявить ряд совершенно разных мотивов, тем не менее, мы уверены, что
желание интересоваться жизнью ребенка не только внутри дома, но и в детском саду и быть активным участником этой жизни составляющие понятия "любовь к детям". Именно это - а не настойчивые просьбы отчаявшегося воспитателя, которому надо
"закрыть" работу с семьей - должно двигать нами, когда мы рисуем, клеим, занимаемся физкультурой с ребенком или организуем
мероприятие в детском саду. Также стоит сказать, что форм с работы с семьей на сегодняшний день существует очень много.
Popov; 28.08.2015
P10
5. Портрет выпускника
Согласно ФГОС, ребенок - выпускник ДОУ должен
быть любознательным, инициативным,
самостоятельным, уверенным в своих силах,
позитивным по отношению к себе и другим, с
развитым воображением,
способностью к волевым усилиям. Главной целью
дошкольного образования является не подготовка к
школе, а познание ребенком мира и себя в этом мире.
Советы родителям
• Не переживайте, что ребенок не будет готов к школе. Не ребенок
должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Пусть первоклассник
садится за парту эмоционально, коммуникативно, физически и
психически развитым, устойчивым к стрессам и с желанием учиться.
• Не перегружайте дошкольника знаниями, не лишайте его детства.
Первые навыки чтения, счета, письма, пения и проч. должны войти в
мир ребенка через игру и другие детские виды деятельности в
соответствии с его возрастом, физическими и психическими
особенностями.
• Реализуйте свое право на индивидуальную психологопедагогическую диагностику развития ребенка.
Слайд 11
P10
Комментарий: Результаты опросов показывают, что многие родители настороженно относятся к ФГОС из-за непонимания того, как
осуществляется преемственнность между садом и школой. Родители беспокоятся, как на выходе из детского сада понять, что ребенок
готов к обучению, многие боятся, что будут введены экзамены для дошколят. ФГОС ДО не подразумевает никакого тестирования
детей, более того, четко определено, что любая диагностика ребенка в саду проводится только с согласия родителей. ФГОС дает
целевые ориентиры - какие качества, умения и навыки должны быть сформированы у ребенка на этапе перехода из сада в школу.
При возникновении у родителей беспокойства по поводу развития у ребенка того или иного качества или умения, они имеют право
обратиться к педагогу с просьбой провести диагностику, результаты которой строго конфиденциальны.
Popov; 28.08.2015
P11
Итак, дружим ли мы с ФГОС?
ДА,
если
мы…
Слайд 12
P11
Комментарий: Мы попытались показать, что при всей ориентации на унификацию российского образования, ФГОС выдвигает на
первый план не только фигуры участников образовательного процесса (родителей, детей и педагогов), но и делает значимыми
каждую личность. Можно сделать вывод о том, что родители дружили с ФГОС еще до появления проекта ФГОС, если соблюдали
простые, но важные условия взаимодействия по отношению к каждому участнику образовательной системы системы - к ребенку, к
педагогу и, прежде всего, к себе самому.
Popov; 28.08.2015
В презентации использованы материалы докладов:
• Введение стандартов – основное направление модернизации общего
Образования. Петранцова И.А., зам. начальника Департамента образования
области.
•Перспективы введения ФГОС ДО в дошкольной организации: промежуточные
результаты. Пеганова С.Н., старший воспитатель, БДОУ СМР «Детский сад
общеразвивающего вида № 13» г. Сокола.
• Особенности педагогической оценки развития детей в условиях внедрения ФГОС
ДО
Чистякова О.Н. заместитель заведующего БДОУ ШМР «Детский сад
комбинированного вида «Жар-птица» п. Шексна
• Взаимодействие семьи и детского сада как одно из основных условий реализации
ФГОС ДО и ООП. Захарова Е.В., старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 1»
п. Вожега
• Использование современного оборудования в условиях реализации модели
образовательной деятельности дошкольной организации. Макова О.В., зам.
заведующего по ВМР МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 5» п.
Вохтога Грязовецкого района.
• Системно-деятельностный подход как методологическая основа стандарта и
проблемы освоения современных образовательных технологий дошкольного и
начального общего образования. Кокарева З.А., к.п.н., старший научный
сотрудник лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский
институт развития образования» .
родителям о федеральном государственном стандарте дошкольного
образования
Красушкина Анна Викторовна, к.филол.н.,
доцент кафедры дошкольного образования
ИПиП ЧГУ, член Городского родительского
Совета г. Череповца (д/с 102).
8 921 733 60 90
cantri@mail.ru