Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 478 г. Челябинска»
ПРИНЯТО
решением педагогического
совета МАДОУ «ДС № 478
г. Челябинска»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МАДОУ «ДС № 478
г. Челябинска»
Протокол от 31.08.2023 № 1
___________ А. В. Перель
Приказ 31.08.2023 № 139-У
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке, принятии и утверждении Образовательной программы
дошкольного образования и Адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 478 г. Челябинска»
I. Общие положения
1.
Настоящее Положение о разработке, принятии и утверждении
Основной образовательной программы дошкольного образования и
Адаптированной основной образовательной программы
дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи разработано для
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад
№ 478 г. Челябинска» (далее Учреждение) в соответствии с
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями), приказом Министерства
образования инауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (далее ФГОС ДО), Комментариями к ФГОС ДО
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014
«08-249, приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам», приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования» (далее ФОП ДО), приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее ФАОП
ДО), постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении Санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» и постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», Уставом Учреждения и иными нормативно-правовыми
актами Российской Федерации.
2. Настоящее Положение определяет структуру и содержание Основной
образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ДС № 478
г. Челябинска» (далее – ОП ДО, Программа), Адаптированной основной
образовательной программы
дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи МАДОУ «ДС № 478 г. Челябинска» (далее –
АОП ДО, Программа).
3. Программы представляет комплекс основных характеристик образования
воспитанников (объем, содержание, планируемые результаты) и
организационно-педагогических условий, направленных на разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
4. Образовательная деятельность по реализации ОП ДО осуществляется в
группах общеразвивающей направленности. Образовательная деятельность
по реализации АОП ДО осуществляется в группах компенсирующей
направленности.
5. Реализация ОП ДО и АОП ДО не сопровождается промежуточной и
итоговой аттестацией воспитанников.
6. Положение об ОП ДО и АОП ДО утверждается заведующим Учреждения в
соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2-3 ст. 30 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7. Программы реализуются на государственном языке Российской Федерации
- русском.
8. Программы реализуются в течение всего времени пребывания
воспитанников в Учреждении.
9. Программы - главные нормативно-управленческие документы,
конкретизирующие требования ФГОС ДО к результатам, содержанию и
ресурсам образовательной деятельности в Учреждении.
10. В Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и
(или) дополнения.
11. Положение действует до принятия нового.
II. Цели и задачи ОП ДО и АОП ДО
12. Целью ОП ДО и АОП ДО является проектирование социальных ситуаций
развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды,
обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности
детей
через
общение,
игру,
познавательноисследовательскую деятельность и другие формы активности.
13. Задачи:
1) создать благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром;
2) определить объем и содержание материала, умений и навыков, которыми
должны овладеть воспитанники;
3) отражать специфику региона;
4) формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
5) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
III. Структура и содержание ОП ДО и АОП ДО
14. Требования к структуре и содержанию разделов ОП ДО и АОП ДО
определяются ФГОС ДО (ч.2. ФГОС ДО) и ФОП ДО И ФАОП ДО.
15. Программы содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть программ
составляетне менее 60%, а часть, формируемая участниками
образовательных отношений не более 40% от общего объема ОП ДО и АОП
ДО. Обе части являются взаимодополняющими:
1) обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях;
2) в части, формируемой участниками образовательных отношений, должны
быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно
участниками образовательных отношений, образовательные программы,
направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее –
парциальные образовательные программы), методики, формы организации
образовательной работы.
16. Структура ОП ДО и АОП ДО включает в себя четыре основных раздела:
целевой,
содержательных,
организационный,
рабочую
программу
воспитания.
17. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые
результаты освоения ОП ДО и АОП ДО.
Пояснительная записка раскрывает:
1) цели и задачи реализации ОП ДО и АОП ДО;
2) принципы и подходы к формированию ОП ДО и АОП ДО;
3) значимые для разработки и реализации ОП ДО и АОП ДО
характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста, детей с тяжелыми нарушениями речи;
4) планируемые результаты освоения ОП ДО и АОП ДО конкретизируют
требования ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам в
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий
(индивидуальных траекторий развития) детей;
5) часть формируемая участниками образовательных отношений - модуль
«Маленькие жители большого города».
18. Содержательный раздел представляет общее содержание ОП ДО и АОП
ДО, обеспечивающее полноценное развитие личности детей, и включает в
себя:
1) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка (в пяти образовательных областях) с учетом используемой
Программы и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания;
2) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
3) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик;
4) способы и направления поддержки детской инициативы;
5) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников;
6) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей – программа коррекционной работы с детьми с
тяжелыми нарушениями речи;
7) часть формируемая участниками образовательных отношений модуль
«Маленькие жители большого города».
Данная часть программы учитывает образовательные потребности, интересы
и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована
на: специфику социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; выбор парциальных программ, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции в
Учреждении.
19.Организационный раздел содержит:
1) материально-технического обеспечение ОП ДО и АОП ДО;
2) обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания;
3) режим дня;
4) особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
5) особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды;
6) часть формируемая участниками образовательных отношений модуль
«Маленькие жители большого города».
20. Рабочая программа воспитания имеет:
1) целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи
воспитания, методологический основы и принципы построения программы
воспитания, планируемые результаты освоения программы воспитания;
2) содержательный раздел представляет общее содержание воспитательной
работы
по
направлениям
воспитания,
особенности
реализации
воспитательного процесса, особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы
воспитания;
3) организационный раздел содержит описание материально-технического
обеспечения Программы воспитания,
обеспеченность методическими
материалами и средствами воспитания, режим дня, взаимодействие взрослого
с детьми, события Учреждения, особенности организации РППС, кадровое
обеспечение.
21. Программы включает текст ее краткой презентации, ориентированной на
родителей (законных представителей) воспитанников.
22. Обязательная часть ОП ДО и АОП ДО, соответствующая ФОП ДО и
ФАОП ДО, может оформляться в виде ссылки на нее.
23. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, может
быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую
литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы.
24. Программы включают учебный план, календарный учебный график,
календарный план воспитательной работы.
25. Содержание образовательных областей в соответствии с комплексным
подходом к решению возрастных задач и принципом интеграции
образовательных областей отражается в Рабочей программе педагогов,
разрабатываемой как часть ОП ДО, АОП ДО и реализуемой в соответствии с
учебным планом и календарным учебным графиком Учреждения. Структура
Рабочей программы и формы планирования образовательной деятельности
разрабатываются Творческой группой Учреждения, рассматриваются и
принимаются на заседании Педагогического совета, утверждаются приказом
заведующего Учреждением. Рабочая программа разрабатывается педагогами
самостоятельно.
IV. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений в ОП ДО и
АОП ДО
26.
Программы
разрабатывается
и
утверждается
Учреждением
самостоятельно в соответствии с настоящим Положением.
27. Учреждение разрабатывает ОП ДО и АОП ДО в соответствии с ФГОС
ДО и с учетом соответствующих ФОП ДО и ФАОП ДО.
28. Программы разрабатываются Творческой группой, определенной
приказом заведующего Учреждением, проходят процедуру принятия
Педагогическим советом Учреждения, утверждаются и вводятся в действие
приказом заведующего, о чем имеются соответствующие отметки на
титульном листе Программы.
29. При несоответствии ОП ДО и АОП ДО установленным данным
Положением требованиям, а также требованиям ФГОС дошкольного
образования, принимается соответствующее решение коллегиальным
органом и утверждается приказом заведующего.
30. В образовательные программы при необходимости могут вноситься
изменения, которыепроходят процедуру, указанную в п. 27 настоящего
Положения.
31. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в ОП ДО и АОП
ДО могут быть:
1) выход стратегических документов на федеральном уровне;
2) необходимая корректировка составных частей ОП ДО и АОП ДО: учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы педагогов
Учреждения и т.п.
3) внесенные предложения по совершенствованию образовательной
деятельности коллегиальных органов Учреждения в рамках их полномочий Педагогическим советом.
32. Образовательная программа, разработанная согласно настоящему
Положению, является собственностью Учреждения.
V. Оформление, размещение и хранение ОП ДО и АОП ДО
33. Программы оформляются на листах формата А4, прошиваются,
скрепляются печатью.
34. Технические требования к оформлению Программы:
⎯
Текст набирается в редакторе WordforWindows шрифтом
TimesNewRoman, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в
тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1.5 см, левое поле –
2 см. остальные – 1 см; центровка заголовков и абзацы в тексте
выполняются при помощи средств Word. Таблицы вставляются
непосредственно в текст.Титульный лист считается первым, но не
нумеруется, также как и листы приложения. На титульном листе
указывается:
⎯ гриф «принято», «утверждено»;
название Программы (при наличии);
⎯ полное наименование учреждения;
⎯ год составления Программы.
35. Публичность (открытость) информации Программ обеспечивается
размещением и презентациями ОП ДО и АОП ДО в сети Интернет на
официальном
сайте
Учреждения,
текстом
презентациина
информационных стендах Учреждения, в группах.
36. Программы является обязательной частью документации
Учреждения. При принятии новой редакции ОП ДО и АОП ДО старая
хранится в Учреждении в течение 5 лет.