ФГОС для педагогов

Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС)
дошкольного образования.
(Приказ №1155 от 17 октября 2013 года.
Зарегистрирован в МинЮсте 14 ноября 2013
года. Регистрационный номер № 30384 )

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)
ФГОС ДО разработан впервые в российской истории в
соответствии с требованиями вступившего в силу с
1 сентября 2013 году федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации».
Образовательные организации дошкольного
образования будут самостоятельно разрабатывать
и утверждать свои основные образовательные
программы на основе ФГОС ДО

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)
Стандарт разработан на основе Конституции Российской
Федерации и законодательства Российской Федерации и с
учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе
которых заложены следующие основные принципы:
1)
2)

3)
4)

поддержка разнообразия детства;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников ДОУ) и детей;
уважение личности ребенка;
реализация Программы в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)

В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с
его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
определяющие особые условия получения им
образования,
индивидуальные
потребности
отдельных категорий детей, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на
разных этапах её реализации

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)

Основные принципы дошкольного образования:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)

8)
9)

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурных ситуаций развития детей.

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)

Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для
каждого ребенка в получении качественного дошкольного
образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества
дошкольного образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации образовательных
программ дошкольного образования, их структуре и
результатам их освоения;
4) сохранение
единства
образовательного
пространства
Российской Федерации относительно уровня дошкольного
образования.

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)

Стандарт направлен на решение следующих задач:
1)
2)
3)
4)
5)

6)
7)
8)
9)

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства;
обеспечения преемственности целей, задач и содержания, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
формирования общей культуры личности детей, в томчисле ценностей здорового образа
жизни;
обеспечения вариативности и развития содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования;
формирования социокультурной среды;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей.

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)

Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных
программ дошкольного образования;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации
Программы и нормативных затрат;
4) объективной
оценки
соответствия
образовательной
деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и
дополнительного
профессионального
образования
педагогических работников, а также проведения их
аттестации;
6) оказания помощи родителям в воспитании детей.

ФГТ и Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)

ФГТ две группы
требований:
 к структуре
 к разделам
Отдельный документ
ФГТ к условиям

ФГОС три группы
требований:
 к структуре
 условиям
 результатам
освоения основной
образовательной
программы
дошкольного
образования.

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)
• В отличие от других стандартов, ФГОС ДО
не является основой оценки соответствия
установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки обучающихся.
Освоение образовательных программ
дошкольного образования
не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся.
• Важным критерием оценки деятельности
дошкольной организации является созданная
предметно-пространственная
развивающая среда.

Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)

В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является
основой оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей.
Освоение образовательных программ дошкольниками не
будет сопровождаться промежуточной проверкой знаний
и итоговыми экзаменами.
Мониторинг проводится с согласия родителей, и он
должен быть направлен на индивидуальный подход к
воспитанию ребенка.

II. ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

Программа направлена на:
1)
2)

создание условий развития ребенка;
на создание условий развивающей образовательной среды;

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей:

Направления развития и образовательные
области ФГТ и ФГОС ДО
ФГТ
4 направления развития
и 10 образов. областей

• познавательноречевое
• социальноличностное
• художественноэстетическое

• физическое

ФГОС
5 направлений развития и
образования детей
(образовательные
области)

• социальнокоммуникативное
• познавательное
• речевое
• художественноэстетическое
• физическое

Направления развития и образовательные
области ФГТ и ФГОС ДО
• социально-коммуникативное развитие

направленно на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности…;

• Познавательное развитие

предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации;…

• Речевое развитие

включает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи…;

• художественно-эстетическое

развитие

предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания
произведений искусства, мира природы…;

• Физическое

развитие

включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе
связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость…;

Содержание образовательных областей
зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей
Определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в
различных видах деятельности:
1. Общение
2. Игра
3. Познавательно - исследовательская деятельность

В раннем возрасте (1 год 3 года)
- предметная деятельность и игры с составными и динамическим игрушками;
-

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и
пр.),

-

общение с взрослым

-

совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

-

самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.),

-

восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
двигательная активность;

Содержание образовательных областей
зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет)
•
-

-

-

Виды деятельности :
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками)
Познавательно-исследовательская (иследование объектов окружающего
мира и экспереиментирования с ними)
Художественная литература и фольклор
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице)
Конструирование из разного материала (конструкторы, модули, бумага,
природный и иной материал)
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная
(восприятие
и
понимание
смысла
музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах)
Двигательная (овладение основными движениями)

Требования к структуре Программы ФГТ и ФГОС ДО

1.
2.
3.

4.
5.
6.

ФГТ (разделы)
пояснительная записка
организация режима
пребывания детей в ОУ
содержание психологопедагогической работы по
освоению детьми
образовательных областей
содержание коррекционной
работы (для детей с ОВЗ)
планируемые результаты
освоения детьми Программы
система мониторинга
достижения детьми
планируемых результатов
освоения Программы.

ФГОС (разделы)
1. целевой:
– пояснительная записка
– результаты освоения ООП (как
целевые ориентиры)
2. содержательный:
– содержание работы по
образовательным областям
развития
– описание форм, способов,
средств реализации
программы
– содержание работы по
коррекции нарушений
развития детей и др.
3. организационный

Требования к объему ОО Программы ФГТ и ФГОС ДО

ФГТ

ФГОС

• Объем обязательной
части Программы
составляет не менее 80%
времени, необходимого
для реализации
Программы, а части,
формируемой
участниками
образовательного
процесса - не более 20%
общего объема

• Объём обязательной
части Программы должен
составлять не менее 60%
от её общего объёма, а
части, формируемой
участниками
образовательных
отношений, – не более
40%.

Развивающая предметно-пространственная
среда по ФГОС ДО
• часть образовательной среды,
представленная специально
организованным пространством
(помещениями, участком, прилегающей
территорией и т.п.), материалами,
оборудованием и инвентарем для развития
детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их
развития.

Требования Стандарта к развивающей
предметно-пространственной среде

Среда должна обеспечивать возможность общения
и совместной деятельности детей и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности
для уединения.

Сравнение требований к развивающей среде
ФГТ и ФГОС

•
•
•
•
•

ФГТ к предметноразвивающей среде
Вариативность
Полифункциональность
Трансформируемость
Информативность
Педагогическая
целесообразность

•
•
•
•
•
•

ФГОС к предметнопространственной
среде
Насыщенность
Трансформируемость
Полифункциональность
Вариативность
Доступность
Безопасность

Требования к развивающей
предметно-пространственной среде
Насыщенность
соответствие среды
возрастным возможностям
детей и содержанию
Программы. Наличие средств
обучения (в том числе
технических)
разнообразие материалов для
всех видов активности
воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям
материалами (в том числе с
песком и водой)

Требования к развивающей
предметно-пространственной среде
Трансформируемость
возможность изменений
предметнопространственной среды
в зависимости от
образовательной
ситуации.
Доступность - свободный
доступ всех (и с ОВЗ)
воспитанников к играм,
игрушкам, материалам.

Безопасность соответствие всех
элементов среды
требованиям
надёжности и качества

Требования к развивающей
предметно-пространственной среде
Полифункциональность
● возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих среды,
пригодных для
использования в
разных видах детской
активности.

Требования к развивающей
предметно-пространственной среде
Вариативность среды предполагает:
● наличие различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.)
● разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования
● периодическую сменяемость и появление новых
предметов

Требования к результатам освоения ООП
дошкольного образования по ФГОС
 Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем
возрасте
 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
•
•

проявляет инициативность и самостоятельность
уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и
к другим
• обладает развитым воображением
• достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки
грамотности
• проявляет творческие способности
• развита крупная и мелкая моторика
• способен к волевым усилиям в разных видах деятельности
• проявляет любознательность, склонен наблюдать,
экспериментировать
Целевые ориентиры Программы выступают
основаниями преемственности дошкольного
и начального общего образования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».