Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 478 г. Челябинска»
ПРИНЯТО
решением Педагогического
совета МАДОУ «ДС № 478
г. Челябинска»
Протокол от 31.08.2023 № _1_
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МАДОУ «ДС № 478
г. Челябинска»
__________________А.В.Перель
Приказ от 31.08.2023 № 139 -У
ПОЛОЖЕНИЕ
о группах компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о группах компенсирующей направленности для
детей с нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 478 г. Челябинска» (далее Учреждение) разработано в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями), приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования», Комментариями к ФГОС дошкольного
образования Минобрнауки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249,
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья»,
Приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования», Государственной программой Челябинской
области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской
области» на 2015-2025 годы, Положением о комплектовании воспитанниками
муниципальных
образовательных
учреждений,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
образовательным
программам
дошкольного образования, присмотр и уход за детьми на территории города
Челябинска, утв. Приказом Комитета по делам образования города
Челябинска от 12.02.2016 № 196 – у, письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-
2
медико-педагогическом
консилиуме
(ПМПК)
образовательного
учреждения», Уставом Учреждения, положением о Психолого-МедикоПедагогическом консилиуме Учреждения и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
2. Настоящее Положение регулирует деятельность групп компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи в Учреждении.
3. Группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
созданы на базе Учреждения для детей с фонетико-фонематическом
недоразвитием речи и с тяжелыми нарушениями речи (общем недоразвитием
речи - ОНР).
4. Целью деятельности групп компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи является осуществление необходимой
квалифицированной коррекции развития речи у детей с тяжелыми
нарушениями речи.
5. Специфика образовательного процесса определяется Министерством
образования Российской Федерации и реализуемой в Учреждении
программами Адаптированной образовательной программой для детей с
нарушениями речи МАДОУ «ДС № 478 г. Челябинска» (далее АОП ДО).
6. Направление детей в группы компенсирующей направленности для детей с
нарушениями речи осуществляется Комитетом по делам образования города
Челябинска только с согласия родителей (законных представителей) и по
заключению Психолого-медико-педагогической комиссии Муниципального
автономного учреждения «Центр Психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи г. Челябинска» (далее ПМПК МАУ ЦППМСП).
7. Прием детей в группы компенсирующей направленности для детей с
нарушениями речи детей, имеющих отклонения в фонетико-фонематическом
развитии речи и с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), осуществляется
только с согласия родителей (законных представителей) по заключению
ПМПК МАУ ЦППМСП, при наличии соответствующих условий.
8. Участниками образовательного процесса являются педагогические
работники Учреждения, воспитанники и их родители (законные
представители).
II. Организация деятельности групп компенсирующей направленности для
детей с нарушениями речи Учреждения
9. Группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
в Учреждении открываются учредителем и регистрируется уполномоченным
органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством РФ.
10. Реорганизация и ликвидация групп компенсирующей направленности для
детей с нарушениями речи в Учреждении осуществляется в порядке,
установленном законодательством РФ.
11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные
законодательством РФ, возникают у групп компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи согласно Лицензии на образовательную
деятельность Учреждения.
3
12. Количество групп компенсирующей направленности для детей с
нарушениями речи и их наполняемость в Учреждении определяются
следующими нормативно-правовыми документами:
1) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155;
2) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования» от 30.09.2013
№ 1014;
3) постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об установлении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4) постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об установлении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уставом Учреждения.
13. Наполняемость группы компенсирующей направленности зависит от
вида нарушения речи детей. В группах компенсирующей направленности для
детей с нарушениями речи от 4 до 7 лет устанавливается следующая
предельная наполняемость:
1) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) - 10 человек;
2) для детей фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) - 12
человек.
III. Ответственность
14. Учреждение несет ответственность за жизнь воспитанников, реализацию
конституционного права граждан на получение бесплатного образования в
пределах обязательного специального государственного образовательного
стандарта.
15. Учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения,
воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество.
16. Управление группами компенсирующей направленности для детей с
нарушениями речи осуществляет заведующий Учреждения в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения.
IV. Организация образовательного процесса
17. Содержание образования в группах компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи определяется АОП ДО.
18. Организация образовательного процесса в группах компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи регламентируется учебным
планом, графиком работы, циклограммой деятельности специалистов,
4
регламентом
образовательной
деятельности,
разрабатываемыми
и
утверждаемыми Учреждением.
19. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи организуется по периодам, в соответствии с
АОП ДО.
20. Формами проведения образовательной деятельности являются:
фронтальная, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми. Фронтальная
образовательная деятельность по продолжительности соответствует
требованиям действующего Сан ПиН.
21. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи Учреждения осуществляется учителями–
логопедами, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку
по профилю деятельности. Психологическое обеспечение образовательного
процесса осуществляет педагог-психолог Учреждения.
22. Контроль за охраной здоровья воспитанников и укреплением их
психофизического
состояния,
диспансеризацией,
проведением
профилактических мероприятий и соблюдением санитарно-гигиенического и
противоэпидемического режима, организацией физического воспитания и
закаливанием, питанием в группах компенсирующей направленности для
детей с нарушениями речи осуществляют инструктор по гигиеническому
воспитанию и администрация Учреждения.
23. Инструктор по гигиеническому воспитанию оказывает помощь
педагогическим
работникам
в
организации
индивидуального
и
дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом группы здоровья и
особенностей их развития, дает рекомендации родителям (законным
представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в
домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
V. Имущество и средства групп компенсирующей направленности для детей
с нарушениями речи Учреждения
24. Группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями
речи в соответствии с установленными нормативами должны иметь
необходимые помещения для организации образовательного процесса,
коррекционных занятий, быта и отдыха воспитанников.
25. Педагогические кадры устанавливаются в соответствии со штатным
расписанием согласно нормативным документам.
26. Заведующий в своей работе руководствуется нормативными,
методическими и программными документами по вопросам дошкольного
воспитания и обучения Министерства образования и науки Российской
Федерации, отвечает за охрану жизни и здоровья детей, организацию
условий работы с детьми.
27. Права и обязанности персонала групп, детей, родителей (законных
представителей) определяются Уставом Учреждения.