АИС «Мониторинг развития ребенка»
Разработчики:
Научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук, Едакова
Ирина Борисовна; программист – разработчик Соколов Евгений Геннадьевич;
разработчики содержания – Шилкова Ирина Александровна, Соколова Юлия
Геннадьевна.
С помощью данной программы проводится оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач, обозначенных ФГОС ДО (П.3.2.3):
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Критерии мониторинга (образовательные достижения) по возрастам и
направлениям развития
1,6 - 3 года
Физическое развитие
воспитание культурно – гигиенических навыков
умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать;
умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой;
употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».
Физическая культура накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1м), двумя руками,
поочередно правой и левой рукой;
воспроизводит простые движения по показу взрослого; - легко ходит в
разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через
предметы (высота 10 см);
может пробежать к указанной цели; развитие физических качеств
(скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации) - берѐт,
держит, переносит, бросает, катает мяч;
влезает на 2-3 перекладины гимнастической стенки (любым способом);
может бежать непрерывно в течение 30-40 с - прыгает на месте и с
продвижением вперёд;
формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании - получает удовольствие от участия в двигательной
активности;
охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в
несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей активен во время бодрствования;
имеет хороший аппетит;
легко и быстро засыпает.
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем
воздухе;
при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными
предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчѐской, горшком).
Художественно – эстетическое развитие
Музыка
называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен;
подпевает в песне музыкальные фразы;
различает звуки по высоте (высокий – низкий);
с удовольствием слушает простые, яркие по музыкальным образам
программные инструментальные произведения, песни в исполнении
взрослого; умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши,
поворачивать кисти рук
приобщение к изобразительному искусству, развитие продуктивной
деятельности детей (живописи)
знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать;
проявляет интерес к рассматриванию произведений книжной графики;
различает красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный цвета;
узнает и рассматривает народные игрушки (семеновская матрешка,
городецкая лошадка, дымковский петушок), эмоционально откликается на
них; - умеет ритмично наносить мазки, штрихи, линии.
Рразвитие конструктивной деятельности
выполняет различные конструкции, используя природный и бросовый
материал; - конструирует несложные постройки из 2-3 деталей, обыгрывает их
с помощью взрослого
Развитие продуктивной деятельности детей (аппликация)
наклеивает готовые формы для создания аппликации.
развитие продуктивной деятельности детей (лепка)
лепит несложные предметы; - называет предметы, получившиеся в лепке;
умеет отламывать от большого комка глины маленькие, умеет раскатывать
комок прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар,
столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к
другу.
Социально –коммуникативное развитие
социализация приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
доброжелательно относится к деятельности сверстника (с интересом
наблюдает, дает игрушку);
замечает и адекватно реагирует на эмоциональные состояния взрослых и
детей;
знает элементарные нормы и правила поведения (можно поменяться,
поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить, нельзя драться,
отбирать игрушку, говорить плохие слова);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств
называет город, в котором живёт (с подсказкой взрослого);
осознает свою гендерную принадлежность;
проявляет сочувствие, стремление пожалеть другого человека, если он
огорчён, расстроен. формирование основ безопасности в быту, социуме,
природе - держит взрослого за руку при переходе проезжей части улицы и при
движении по тротуару, а также находясь в местах большого скопления людей;
знаком с элементарными правилами взаимодействия с животными;
имеет представление об опасности (не подходить близко к глубокой яме,
осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь
с лестницы);
имеет элементарные представления о правилах дорожного движения,
знаком с некоторыми видами транспорта;
развитие игровой деятельности - может выполнять условные действия с
образными игрушками, предметами – заместителями;
объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили)
переодели кукол, погуляли с ними);
принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит
куклу, лечит больного);
эмоционально, активно откликается на предложенные игры;
Развитие трудовой деятельности
выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагога;
готов помочь в ответ на просьбу;
знаком с некоторыми трудовыми действиями взрослых (моет, стирает,
гладит, убирает);
имеет элементарные представления о работе мама, папы, других близких;
способен к элементарному самообслуживанию;
стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
Речевое развитие
Развитие речи
владеет отчетливым произношением изолированных гласных и
большинства согласных (кроме свистящих, шипящих, сонорных звуков);
выражает свои ощущения в словесной форме;
знаком (в практическом плане) с терминами «слово», «звук»;
использует речь для общения со взрослыми и сверстниками;
отвечает на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций;
пользуется высотой и силой голоса, передавать вопрос или восклицание;
понимает и правильно использует в речи слова, обозначающие предметы,
их свойства, действия;
правильно согласовывает существительные с местоимениями и глаголами;
с помощью взрослого рассказывает об игрушке (картинке);
строит простые предложения из 2-4 слов;
Чтение художественной литературы:
активно реагирует на содержание знакомых произведений;
в понимании содержания литературного произведения опирается на личный
опыт;
знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала;
повторяет содержание знакомых произведений;
понимает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах малышей;
сопереживает знакомым персонажам;
участвует в драматизации отрывков знакомых сказок.
Познавательное развитие
Сенсорное развитие
ориентируется в величине предметов;
ориентируется в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по
предлагаемому образцу и слову;
свободно ориентируется в цвете предметов, называет некоторые цвета
(может ошибаться в названии).
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
имеет представления и живой природе: животный мир: домашнее животные
и их детёныши, животные – обитатели леса, птицы;
имеет представления о живой природе: растительный мир;
имеет представления о неживой природе;
имеет представления о предметах, действиях с ними, их назначении:
предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда;
имеет представления о явлениях общественной жизни: знает некоторые
профессии, транспорт;
имеет представления о погодных явлениях и отношении к ним людей;
имеет представления о человеке, о себе – внешних физических
особенностях, эмоциональных состояниях, деятельности близких ребёнку
людей;
имеет представления о явлениях природы: временах года, их особенностях,
сезонных изменениях в природе.
Формирование элементарных математических представлений
может образовывать группу из однородных предметов, различает один и
много, много и мало предметов;
ориентируется в предметах разной формы, узнает шар и куб;
различает предметы контрастных размеров (большие и маленькие
предметы), называет их размер.
3 – 4 года
Физическое развитие
Воспитание культурно – гигиенических навыков
владеет навыками поведения во время еды;
замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи
взрослых;
охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических
процедур;
владеет навыками умывания, пользуется носовым платком, притёсывается,
следит за своим внешним видом.
Физическая культура накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
может бросать мяч двумя руками от груди;
может лазать по лесенке – стремянке, гимнастической стенке произвольным
способом;
может ползать на четвереньках;
сохраняет равновесие при перешагивании через предметы;
сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости;
ударяет мячом об пол;
умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем
направление - бросает мяч вверх 2-3 раза подряд и ловить;
бросает мяч из-за головы;
может метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5м.;
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,
выносливости, координации)
проявляет ловкость в челночном беге;
умеет бегать, сохраняя равновесии, изменяя направление, темп бега;
энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
не менее чем на 40 см.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании
принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;
проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться
физкультурным оборудованием в свободное время;
проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и
двигательной деятельности - проявляет самостоятельность в использовании
спортивного оборудования
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
легко и быстро засыпает; - имеет хороший аппетит;
редко болеет острыми респираторными вирусными инфекциями (2 раза в
год)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для
здоровья;
знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о
необходимости закаливания;
имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни;
умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих
вред здоровью, осознает необходимость лечения.
Художественно – эстетическое развитие
Музыка
допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлых
мелодий на слог «ля-ля»;
замечает изменения звучания (тихо-громко);
поет, не отставая и не опережая других, чисто и ясно произносит слова,
передает характер песни;
различает звуки по высоте (в пределах октавы);
различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон,
барабан, музыкальный молоточек и др.)
узнает знакомые песни, пьесы, чувствует характер музыки, эмоционально
на нее реагирует;
умеет выполнять танцевальные движения: кружится в парах, притопывает
попеременно ногами
Приобщение к изобразительному искусству, развитие продуктивной
деятельности детей (живописи)
проявляет интерес и бережно относится к результатам детского
изобразительного творчества;
различает виды декоративно – прикладного искусства;
умеет находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых
предметов, персонажей, явлений и называет их;
эмоционально реагирует на произведения декоративно – прикладного
искусства;
эмоционально реагирует на произведения книжной графики (Чарушин,
Васнецов)
Развитие конструктивной деятельности
выполняет действия замещения недостающих строительных деталей
другими;
пользуется простыми способами конструирования, конструирует по
образцу, по заданию взрослого, владеет способами построения замысла;
знает, называет и правильно использует детали строительного материала
Развитие продуктивной деятельности детей (аппликация)
умеет располагать и наклеивать готовые части предметов, геометрические и
растительные формы для украшения, соблюдать последовательность
наклеивания элементов, ориентируясь на цвет и форму
развитие продуктивной деятельности детей (лепка) - владеет техническими
приемами лепки
Социально –коммуникативное развитие
Социализация приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
делится с товарищем игрушками;
здоровается, прощается, благодарит за помощь;
умеет общаться спокойно без крика;
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе:
знаком с источниками опасности дома и в детском саду;
знаком с элементарными правилами взаимодействия с растениями и
животными;
знаком с элементарными правилами поведения в детском саду и дома;
может различить транспортные средства: легковой, грузовой, специальный
транспорт;
соблюдает порядок и чистоту;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств:
знает и рассказывает о тех местах в городе, где организуется семейный
досуг;
имеет первичные гендерные представления: мальчики сильные, смелые,
девочки – нежные, слабые…;
знает название города, в котором живет.
Развитие игровой деятельности
способен придерживаться игровых правил в дидактических играх;
умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию;
отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей;
может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со
сверстниками в игре от имени героя;
разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из
знакомых сказок
Развитие трудовой деятельности
проявляет чувство удовольствия в процессе выполнения интересной для
него и полезной для других деятельности;
самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает
игрушки, раскладывает столовые приборы) - способен довести начатое до
конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию);
способен проявлять знания о разных профессиях (повар, водитель,
парикмахер и пр.) - знаком с профессией близких людей;
умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться в
определѐнной последовательности.
Речевое развитие
Развитие речи
активно использует вербальные и невербальные средства в общении со
взрослыми и сверстниками;
знаком (в практическом плане) с термином «слово», «звук»; - использует в
речи простые нераспространённые предложения и предложения с
однородными членами;
использует речь для общения со взрослыми и сверстниками;
отвечает на вопросы, касающиеся ближайшего окружения;
пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными)
речевого этикета;
понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы,
обобщающие понятия;
с помощью взрослого рассказывает об игрушке (картинке);
способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с
помощью педагога
Чтение художественной литературы
адекватно реагирует на содержание произведения, поступки персонажей;
проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров;
в понимании содержания литературного произведения опирается на личный
опыт;
знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала;
импровизирует на основе литературных произведений;
с помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
устанавливает легко осознаваемые причины связи в сюжете;
участвует в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги
персонажей;
эмоционально реагирует на поэтические тексты, выразительно их
воспроизводит
Познавательное развитие
Сенсорное развитие
получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами,
выполняет обследовательские действия;
группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине,
форме, цвету;
различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина),
осязаемые свойства предметов (тѐплый, холодный, твѐрдый, мягкий…)
Предметный мир
имеет представления о предметах ближайшего окружения, их
функциональном назначении;
группирует и классифицирует предметы, выделяя признаки предметов
(цвет, форма, материал) - способен устанавливать элементарные причинно –
следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы
Мир природы
называет растения, животных, особенности их внешнего вида, условий
существования, поведения;
называет особенности внешнего вида животных, условий существования,
поведения;
называет особенности внешнего вида растений, условий существования
Формирование элементарных математических представлений
владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
использует элементарные временные ориентировки в частях суток и
временах года;
сравнивает предметы контрастных размеров по величине (длине, ширине,
высоте);
различает и называет понятия «много», «один», «по одному», может
определить равенство – неравенство групп предметов
4 – 5 лет
Физическое развитие
Воспитание культурно – гигиенических навыков
имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при
небольшой помощи взрослых);
имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для
здоровья;
самостоятельно умывается, моет руки с мылом перед едой, после
пользования туалетом;
сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить
за своим внешним видом;
сформированы навыки личной гигиены (моет руки перед едой, при кашле
закрывает рот и нос платком)
Физическая культура накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко
приземляется;
попрыгивает на одной ноге;
уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и
чередующимся шагами;
ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;
чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение
тела в такт музыке или под счет;
ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его
Развитие физических качеств (скоростных, силовых,
выносливости, координации)
бросает набивной мяч (0,5кг), стоя из-за головы, на 1 м;
прыгает в длину с места не менее 70 см
гибкости,
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании
умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь
для подвижных игр;
активен, с интересом участвует в подвижных играх;
инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
легко и быстро засыпает;
имеет хороший аппетит;
редко болеет острыми респираторными вирусными инфекциями (1-2 раза в
год)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
знает части тела и органы чувств человека, и их функциональное
назначение;
знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;
имеет представление о составляющих здорового образа жизни;
имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность
сна, гигиенических процедур для здоровья;
умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием
организма
Художественно – эстетическое развитие
Музыка
внимательно слушает музыкальное произведение;
выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо –
громко, медленно – быстро);
выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя
их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
выполняет танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами
по кругу, кружение);
выражает свои чувства словами, рисунком, движением;
различает высокие и низкие звуки (в пределах секты – септимы);
инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли;
узнает песни по мелодии;
может петь протяжно, отчетливо произносить слова, вместе с другими
детьми – начинать и заканчивать пение;
умеет играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне,
погремушках, барабане, ложках
Приобщение к изобразительному искусству, развитие продуктивной
деятельности детей (живописи)
проявляет интерес и бережно относится к результатам детского
изобразительного творчества;
передает характерны особенности (цвет, форму, величину) предметов,
явлений природы;
использует традиционные техники рисования кистью, карандашом;
различает произведения разных видов изобразительного искусства
(живопись, графика, скульптура);
Развитие конструктивной деятельности
использует строительные детали с учетом их конструкторских свойств;
осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися
деталями;
пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает
постройку по схеме и достраивает ее, владеет способами построения замысла.
Развитие продуктивной деятельности детей (аппликация)
использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания
образов в аппликации
Развитие продуктивной деятельности детей (лепка)
лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
Социально –коммуникативное развитие
Социализация приобщение к элементарным социальным нормам и правилам
проявляет потребность в общении со сверстниками;
способен вежливо выразить свою просьбу, стремится быть справедливым;
способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и
правил, проявлять волевые усилия в ситуации выбора;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств - имеет представление о государственных праздниках;
осознает отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного
достоинства, уважительное отношение к сверстникам;
знаком с достопримечательностями родного города. формирование основ
безопасности в быту, социуме, природе:
знаком с некоторыми знаками дорожного движения;
знаком с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка»; знаком с правилами безопасного поведения во время игры;
знает об опасных животных, насекомых и ядовитых растениях;
имеет элементарные представления о способах взаимодействия с
растениями и животными;
осознает необходимость соблюдать правила дорожного движения;
понимает, что необходимо соблюдать порядок и чистоту
Развитие игровой деятельности
способен выполнять игровые правила в настольно – печатных играх;
способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить
собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров;
организует разнообразные игры на бытовые сказочные сюжеты;
умеет договариваться, распределять материал, согласовывать действия
Развитие трудовой деятельности
доводит начатое дело до конца, стремится сделать его хорошо;
знает о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофер,
продавец, воспитатель и др.);
самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по
занятиям;
самостоятельно
одевается
и
раздевается
в
определенной
последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого
приводит ее в порядок - представляет значимость труда родителей, других
близких людей;
умеет договариваться о распределении коллективной работы.
Речевое развитие
Развитие речи
активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками;
владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за
исключением некоторых шипящих и сонорных звуков);
использует в речи сложносочинѐнные и сложноподчинѐнные предложения,
элементарные способы словообразования;
использует речь для инициирования общения, регуляции поведения;
понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы,
обобщающие понятия;
Чтение художественной литературы
осмысленно воспринимает содержание произведений, адекватно реагирует
на события, которых не было в собственном опыте;
проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров и
рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг;
с помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок;
устанавливает причинные связи в сюжете, правильно оценивает поступки
персонажей
знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала;
импровизирует на основе литературных произведений;
эмоционально реагирует на поэтические тексты, выразительно их
воспроизводит
Познавательное развитие
Сенсорное развитие
использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет,
форма, размер, материал и т.д.);
подбирает предметы по одному – двум качествам (цвет, форма, материал и
т.д.);
различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета,
параметры величины;
Предметный мир
имеет представления о предметах ближайшего окружения, их
функциональном назначении, признаках;
способен
устанавливать
элементарные
причинно–следственные
зависимости между явлениями живой и неживой природы
Мир природы
выявляет элементарные причинно–следственные зависимости между
явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды,
взаимодействии человека с природой в разное время года;
имеет представление о многообразии животных, особенностях их внешнего
вида, условия существования, поведения;
имеет представление о многообразии растений, особенностях их внешнего
вида, условий существования;
проявляет интерес к незнакомым предметам и явлениям
Формирование элементарных математических представлений
владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками
счѐта в пределах 5;
выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя действия
наложения и приложения;
использует временные ориентировки в частях суток, днях недели,
временных года
5 – 6 лет
Физическое развитие
Воспитание культурно – гигиенических навыков
быстро раздевается и одевается - вешает одежду в определенном порядке,
следит за чистотой одежды и обуви;
владеет простейшими навыками поведения во время еды;
во время еды пользуется вилкой, ножом;
имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при
небольшой помощи взрослых);
правильно пользуется носовым платком и расческой;
правильно умывается, пользуясь полотенцем, полощет рот после еды;
сформированы навыки личной гигиены (моет руки перед едой, при кашле
закрывает рот и нос платком)
Физическая культура накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
умеет кататься на самокате;
умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо;
равняться, размыкаться в колонне, шеренге;
выполнять повороты направо, налево, кругом;
умеет плавать произвольно;
умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку,
направление и темп;
участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами
соревнования, играх – эстафетах;
Развитие физических качеств (скоростных,
выносливости, координации)
может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см);
прыгает в высоту с разбега (не менее 40 см);
прыгает с разбега (не менее 100 см);
прыгает в длину с места (не менее 80 см);
прыгает в обозначенное место с высоты 30 см;
силовых,
гибкости,
умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5м) с изменением темпа;
умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м;
умеет отбивать мяч на месте не менее 10 раз;
умеет сочетать замах с броском
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании
умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
проявляет самостоятельность, творчество выразительность и грациозность
движений;
участвует в упражнениях с элементами спортивных игр (городки,
бадминтон, футбол, хоккей);
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
легко и быстро засыпает;
имеет хороший аппетит;
редко болеет острыми респираторными вирусными инфекциями (1-2 раза в
год)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
знает о важности для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики,
закаливания организма, соблюдения режима дня;
имеет начальные представления о составляющих здорового образа жизни
(правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
имеет представление о правилах ухода за больным;
имеет представление о правилах ухода за больным;
имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.
Художественно – эстетическое развитие
Музыка
исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле);
определяет жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец),
произведения по мелодии;
различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка,
балалайка, виолончель);
ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;
способен выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание
ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей
ступне на месте, с продвижением вперед и на месте;
умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии
различного характера (колыбельную, марш, вальс)
Приобщение к изобразительному искусству, развитие продуктивной
деятельности детей (живописи)
выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет,
ритм, колорит);
знает особенности изобразительных материалов;
имеет представление о региональных художественных промыслах;
различает виды изобразительного искусства (живопись, графика,
скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство);
создает выразительные художественные образы в рисунке, передает
характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей
Развитие конструктивной деятельности
владеет способами построения замысла и элементарного планирования
своей деятельности;
выделяет структуру объекта и устанавливает ее взаимосвязь с практическим
назначением объекта;
создает постройки по рисунку, схеме, образцу, заданию взрослого,
самостоятельно подбирая детали
Развитие продуктивной деятельности детей (аппликация)
использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания
образов в аппликации;
создает выразительные художественные образы в аппликации, передает
характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей
Развитие продуктивной деятельности детей (лепка)
лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
создает выразительные художественные образы в лепке, передает
характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
Социально –коммуникативное развитие
Социализация приобщение к элементарным социальным нормам и правилам
доводит начатое дело до конца;
знает о значении сигналов светофора;
узнает и называет дорожные знаки «пешеходный переход»; «дети»,
«остановка общественного транспорта», «подземный пешеходный переход»,
«пункт медицинской помощи»;
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и
полезной для других деятельности;
проявляет желание заботиться о младших, стремится защищать тех, кто
слабее;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств - знает название своей Родины, ее символы;
имеет представления о профессии своих родителей;
имеет представление о родном городе, крае;
соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском
саду
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
имеет представления о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
может различать и называть специальные виды транспорта («скорая
помощь», «пожарная», «милиция»), объясняя их назначение;
различает проезжую часть, тротуар, подземный переход, пешеходный
переход «зебра»;
соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы
безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного
отношения к окружающей природе);
способен соблюдать элементарные правила поведения на улице и в
транспорте, элементарные правила дорожного движения)
Развитие игровой деятельности
в дидактических играх оценивает свои возможности и без обид
воспринимает проигрыш;
договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре,
подчиняться правилам;
способен импровизировать в игре, свободно чувствует себя в роли;
умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества
играющих детей
Развитие трудовой деятельности
доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке
детского сада;
бережно относится к тому, что сделано руками человека; - имеет
представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство
благодарности к людям за их труд;
испытывает интерес к выполнению полезной для других деятельности;
соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и
убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за
обувью;
способен оценить результат своей работы;
выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол;
знает о разных профессиях, в том числе творческих (художник, писатель,
композитор).
Речевое развитие
Развитие речи
аргументированно и доброжелательно оценивает высказывание сверстника;
в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые
высказывания;
дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;
использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы
словообразования;
свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
составляет по образцу рассказы по сюжетной картинке.
Чтение художественной литературы
знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений
разных жанров;
импровизирует на основе литературных произведений;
под контролем взрослого пересказывает знакомые произведения, участвует
в их драматизации;
последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие
литературные произведения;
способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживаний
персонажей;
эмоционально воспроизводит поэтические произведения, читает стихи по
ролям;
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные
произведения. –
знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала;
Подготовка к обучению грамоте
правильно произносит все звуки;
умеет членить слова на слоги (2-4) и составлять слова из слогов.
Познавательное развитие
Сенсорное развитие
различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и
объемные фигуры;
различает и называет параметры величины (длины, ширина, высота) и
несколько градаций величин данных параметров
Предметный мир
знает и стремится выполнять некоторые правила поведения в природе;
имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта,
рукотворном мире, своем городе, стране;
классифицирует объекты природы, обобщая их по определенным признакам
Мир природы
выявляет элементарные причинно–следственные зависимости между
явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды,
взаимодействии человека с природой в разное время года;
называет времена года;
Формирование элементарных математических представлений
использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов (по
длине, ширине, высоте, толщине);
определяет временные отношения;
ориентируется в пространстве и на плоскости;
считает, отсчитывает в пределах 10
6 – 7 лет
Физическое развитие
Воспитание культурно - гигиенических навыков
быстро раздевается и одевается;
вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и
обуви;
правильно пользуется носовым платком и расческой;
правильно умывается, пользуясь индивидуальным полотенцем, полощет
рот после еды
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
имеет хороший аппетит;
легко и быстро засыпает;
редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями ( 1 раз в год)
Физическая культура накопление и обогащение двигательного опыта
(овладение основными движениями)
выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы,
бега, прыжков, метания, лазанья;
выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и
ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
умеет перестраиваться: в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу шеренги после
расчета на первый-второй;
умеет соблюдать интервалы во время передвижения;
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании
проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,
бадминтон, баскетбол, футбол);
проявляет интерес к физической культуре и спорту;
умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать
собственные игры;
участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол,
футбол);
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,
выносливости, координации)
может бросать предметы в цель из разных исходных положений;
может метать предметы в движущуюся цель;
может метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-12 м;
может перебрасывать набивные мячи (вес 1кг);
может прыгать в высоту с разбега (не менее 50 см);
может прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см) и мягко
приземляться;
может прыгать с разбега (180 см);
попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м;
прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
имеет представление о рациональном питании;
имеет представление о соблюдении режима дня;
имеет сформированные представления о пользе и видах закаливающих
процедур роли солнечного света, воздуха, воды в жизни человека и их влиянии
на здоровье;
имеет сформированные представления об особенностях строения и
функциями организма человека;
имеет сформированные представления о значении двигательной активности
в жизни человека
Художественно – эстетическое развитие
Музыка
выделяет отдельные средства выразительности музыкального произведения
(темп, динамику);
инсценирует игровые песни;
определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец);
различает части музыкального произведения (вступление, заключение,
запев, припев);
способен выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой,
передавать несложный ритмический рисунок;
узнает мелодию государственного гимна России, определяет характер
музыкального произведения;
умеет выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг
с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, боковой галоп
исполняет сольно или в оркестре на ударных, звуковысотных инструментах
песни и мелодии;
самостоятельно придумывает мелодии, импровизирует мелодии на
заданную тему;
умеет правильно передавать мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и
ослабляя звучание), свободно артикулируя и распределяя дыхание
Приобщение к изобразительному искусству, развитие продуктивной
деятельности детей (живопись)
выражает собственное мнение по поводу произведения искусства,
формулирует эстетические суждения;
использует разнообразные способы создания изображения в рисовании;
принимает выбор средств выразительности в произведениях в соответствии
с замыслом художника;
применяет традиционные техники изображения.
Развитие конструктивной деятельности
самостоятельно отбирает необходимые для постройки детали и использует
их с учетом их конструктивных свойств;
способен соотносить конструкцию предмета с его назначением
Развитие продуктивной деятельности детей (аппликация)
использует разные способы создания изображения в аппликации;
вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации
Развитие продуктивной деятельности детей (лепка)
использует разные способы создания изображения в лепке
Социально–коммуникативное развитие
Социализация приобщение к элементарным социальным нормам и правилам
имеет навык оценивания своих поступков;
объясняет правила игры сверстникам;
стремиться радовать старших своими поступками, способен ограничивать
свои желания, подчиниться требованиям взрослых;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств
знает домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их
профессии;
имеет представление о себе в прошлом, настоящем и будущем;
имеет элементарные представления о планете «земля», о многообразии
стран, культур, обычаев и традиций;
способен проявить позицию гражданина своей страны, интерес к событиям,
происходящим в стране
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
узнает и называет дорожные знаки «пешеходный переход», «дети»,
«остановка общественного транспорта», «подземный пешеходный переход»,
«пункт медицинской помощи»;
знает и соблюдает правила поведения во время игры в разное время года;
знает, как себя вести в ситуациях «один дома», «потерялся», «заблудился»
и т.д.;
знаком с понятиями «площадка», «бульвар», «проспект»;
имеет представление о том, что некоторые бытовые предметы могут
причинить вред;
имеет представление о работе ГИБДД.
Развитие игровой деятельности
может моделировать предметно – игровую среду;
находит новую трактовку роли и исполняет ее;
самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр,
придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для
импровизации;
участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры»,
«актеры», «костюмеры», «оформители»
Развитие трудовой деятельности
бережно относится к тому, что сделано руками человека;
имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного
города;
интересуется различными профессиями, местом работы родителей;
ответственен в выполнении обязанностей дежурного;
самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет неполадки в своем
внешнем виде;
способен радоваться результатам коллективного труда;
старательно выполняет поручения, бережет предметы, убирает на место
после работы;
умеет планировать свою трудовую деятельности, отбирать материалы,
необходимые для занятий, игр;
умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги;
хочет быть полезным окружающим
Речевое развитие
Развитие речи
активно пользуется эмоционально – оценочной лексикой и выразительными
средствами языка;
дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета
в общении со взрослыми и сверстниками;
использует разнообразные
способы словообразования,
сложные
предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей
предложения;
пользуется естественной интонацией разговорной речи;
правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит
слова и словосочетания;
свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и
завершения разговора;
составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
участвует в коллективной беседе (самостоятельно формулирует и задает
вопросы, аргументированно отвечает на вопросы)
Чтение художественной литературы
знакомим с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала;
импровизирует на основе литературных произведений;
самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные
произведения;
способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;
способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливает
подтекст;
умеет прочитать стихотворение, используя разнообразные средства
выразительности;
умеет различать жанры литературных произведений, выделяя их
характерные особенности;
называет авторов и иллюстраторов детских книг;
эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные
произведения.
Подготовка к обучению грамоте
воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи,
правильно использует в своей речи;
использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением;
называет в последовательности звуки и слоги в словах;
называет в последовательности слова в предложении;
определяет место звука в слове;
понимает смыслоразличительную роль фонемы;
правильно употребляет соответствующие термины;
различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки
словесного ударения;
умеет качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый
согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
умеет проводить звуковой анализ слов;
умеет проводить звуковой анализ слов разной звуковой структуры;
умеет делить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов
Познавательное развитие
Сенсорное развитие
классифицирует и группирует предметы по общим качествам и
характерным деталям;
обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и
перцептивных действий;
различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в
пространстве, цвет и т.п.);
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
предметный мир
выбирает и группирует предметы в соответствии с образовательной
задачей;
знает правила поведения в природе и соблюдает их; - имеет представления
и живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе,
стране;
использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы,
цвета) для познания окружающего мира
Мир природы
имеет представление о живой и неживой природе;
устанавливает элементарные причинно–следственные
природными явлениями
связи
между
Формирование элементарных математических представлений
владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит
цифру и количество предметов;
использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по
величине: длине, объему, массе;
определяет временные отношения;
первого десятка;
решает простые арифметические задачи на числах;
ориентируется в пространстве и на плоскости